Педагогические памятники
и литература Древней Руси и Русского государства (XI
–
XVII
вв.)
как источник просветительской мысли
|
||||
Период написания |
Авторы памятников и литературы Древней Руси |
Название памятников и Древнерусской литературы
XI-XVII века |
Содержание памятников |
|
1090-е гг.
|
переводы с греческого
языка |
"Чудеса Николая Мирликийского" |
О самом святом и
почитаемом чудотворце на Руси |
|
"Житие Василия
Нового" |
Изображение ярких
картинок адских мук, рая и страшного суда. |
|||
1110-е гг |
Создателем первой
редакции считается киево-печерский монах
Нестор |
"Повесть временных
лет" |
Ценнейший памятник
древнерусской культуры и исторической мысли, включивший в себя
дружинно-эпические предания, народные сказания, топонимические легенды,
рассказы современников, и т. д. |
|
1110-е гг |
Очевидец драматических
событий Василий |
" Повесть об ослеплении
князя Василька Теребовльского" |
Историческая повесть о
княжеских преступлениях во время между усобных
войн 1097-1100гг. |
|
Князь Владимир
Мономах |
"Поучение" |
Состоит из поучении детям, автобиографии-летописи жизни и военных
походов Мономаха и письма его сопернику Олегу Святославовичу Черноговскому. |
||
Конец XI-начала XII
в |
Киево-печерский монахНестор |
" Чтение о житие Бориса
и Глеба", " Сказание о Борисе
и Глебе", "Сказание о чудесах Романа и Давида" |
Цикл о кровопролитной
войне сыновей князя Владимира святого за киевский
престол. |
|
20-30 годы в XIII
веке. |
монах
Нестор |
" Киево-Печерский патерик" |
Сборник кратких
рассказов об истории Киево-Печерского монастыря,
его монахах их жизни и
духовных подвигах. |
|
30-50 -е годы
XIв. |
Епископ Лука Жидята |
"Поучение к
братии" |
Об основах христианской
веры |
|
1160-1169
гг. |
Кирилл Туровский |
" Повесть о белоризце и мнишестве" |
Цикл седмичных молитв. |
|
" Притчи о человеческой
душе и теле" |
Отличительный памфлет
против епископа Ростовского Фёдора, боровшегося за независимость своей
кафедры от Киевской метрополии |
|||
1164
год. |
Андрей Боголюбский |
" Слово о милости Божей" |
Автор написал в честь
своей победы над болгарами |
|
Последняя четверть
XII века |
|
" Житие княжны Ефросинии Полоцкой" |
Основательница
монастыря, которая совершила паломничество через Константинополь в Святую
землю. |
|
XIII
век. |
Ефрем |
"Житие Авраамия
Смоленского" |
Книжка-аспект, ученость
которого стала причиной гонения на него. |
|
XII-XIII
вв. |
Даниил
Заточник |
"Слово Даниила
Заточника" |
Созданы в образной форме
иносказаний и афоризмов. |
|
"Моление Даниила
Заточника" |
||||
Конец XII в. |
|
"Слово" |
Связана языческими
представлениями, которые были живы в XII в. Автору удалось соединить
риторические приёмы церковной литературы с традициями дружинной эпической
поэзии. |
|
До 1260
года. |
Церковный ритор
Серапион |
"Летописец Даниил
Галицкий" |
Автор создал яркое
жизненное описание князя-война Даниила Галицкого, боровшегося с
монголо-татарами, польскими и венгерскими
феодалами, мятежным галицким
боярством. |
|
XIII
век. |
" Сказание об убиении в
Орде князя Михаила Черниговского и его боярина
Феодора" |
Казненных по приказухана Батыя в 1246году, за отказ поклониться
языческим идолам. |
||
До 1271
года. |
"Повесть о Николе Заразском" |
Посвященная, местной святыне, иконе Николы Зараского. |
||
XIII
век. |
Архиепископское
летописание |
" Житиё Варлаама Хутынского" |
|
|
1471-1478гг. |
"Житие
Иоанна Новгородского" |
сказание о победе
Новгородцев над суздальскими войсками и повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим |
||
1327-1328гг |
"Житие метрополита Петра" |
Пророчество Петра о
будущем величии Москвы |
||
Конец XIV-начала
XVI в. |
|
"Задонщица" |
Продолжавшая традиции воинских
повестей |
|
"Сказание о Мамевом побоище" |
Подробный и
увлекательный рассказ о Куликовской битве. |
|||
"Слово о житии и о
преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя
Русского" |
Торжественный панегирик
в честь победителя татар Дмитрия Донского. |
|||
Конец XV-начало XVI
вв. |
Игумен Иосиф
Волоцкий |
" Книга на новрогодские еретики" переименнованая в XVII в, в
"Просветитель" |
Важный памятник
богословской мысли религиозной борьбы |
|
1566г |
Зиновий Отенский |
"Истины показание к вопросившим о новом учении" |
Оба сочинения направлены
против багого холопа Феодосия
Косого. |
|
"Послание
многословное" |
||||
30-40-е гг. XVI
в. |
Досифей
Топорков |
"Волокаламский патерик" |
Сборник рассказов о
жизни святых иосифлянской школы русского
монашества, прежде всего о самом Иосифе Волоцком, его учители Пафнутии Боровском, их сподвижниках и
последователях. |
|
1540
год |
Ермолай-Еразм |
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" |
Писатель изобразил
любовь крестьянской девушки
из Рязанской земли, и муромского князя,
побеждающую все препятствия и даже смерть .Автор
использовал народно-поэтические сюжеты о борьбе со змеем-оборотнем и
мудрой, вещей девой. |
|
1520
год. |
Митрополит
Даниил |
"Никоновская летопись" |
Полный свод известий по
русской истории |
|
1564- |
Монах
Афанасий |
"Степная
книга" |
Изложение русской
истории по генеологическому принципу, в форме
княжеских жизнеописаний от Владимира Святого до Ивана
IV. |
|
Середина
XVI-века |
Сильвестр |
"Домострой" |
Наставление о домашней
жизни. Идеал "Домостроя"-рачительный хозяин,
который властно решит семейные дела в соответствии с христианскими нормами
морали. |
|
1613-1626г |
келарь Авраамий
Палицын |
"История" |
описана героическая зашита
Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских
войск. |
|
1631г. |
дьяк Иван
Тимофеев |
"Временник" |
Изложение событий от
Ивана Грозного до Михаили Романова. |
|
1638г. |
Историческая правда и
вымысел |
"Сказание о Словене и Русе" |
Посвящено происхождению
славян и началу Русского гос-ва, включает в себя
легендарную грамоту Александра Македонского славянским
князьям. |
|
XVII
век. |
Перевод с польского нородно-городской
книги |
"Великое Зерцало" и
Римские деяния" |
Сборники нравоучительных
повестей. |
|
"Фацеции" |
Псевдоисторические
анекдоты, рассказы о комических случаях, и остроумных
ответах. |
|||
"Апофегмы" Б. Будного |
Меткие изречения,
анекдоты, занимательные новеллы. |
|||
1678г. |
Симеон
Полоцкий |
"Вертоград
многоцветный" |
"Стихотворная
энциклопедия" с расположенными в алфавитном порядке
произведениями. |
|
"Рифмологион, и Стихослов" |
Собрание панегирических
стихов на разные случаи из жизни царской семьи и
вельмож. |
|||
1680г. |
Симеон
Полоцкий |
"Псалтирь рифмотворная" |
Первая в России
стихотворное переложение псалмом. |
|
1680г. |
Сильвестр
Медведев |
"Епитафион" |
Эпитафию автор посвятил
памяти своего наставника Епитафиона. |
|
1684-1705г. |
Дмитрий
Ростовский |
"Житие
святых" |
Создано в 4
томах. |
Словарь
педагогических терминов
Летопись - всяка погодная запись событий, дневник,
хроника.
Летописание – составление летописей.
Панегирик –
всякое восхваление, похвальное слово. В истории литературы и главным образом в
ораторском искусстве – использование тех или иных словесных
форм.
Житие – повествование о жизни человека, признаваемого верующими
святыми.
Патерик – книга, содержащая жития так называемых «святых отцов»
(монахов какого-нибудь монастыря).
Монах – член
церковной общины, давший обед вести в монастыре аскетическую жизнь по уставам
церковных правил.
Еретики –
последователь, приверженец ереси.
Основной контингент еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим
духовенством.
Холоп – В
начале XVII века категория населения, по правилу положения близкая
к рабам, не имели своего хозяйства, и исполняли различные работы для своих
хозяев.
Эпитафия – надгробная, намогильная надпись, преимущественно
стихотворная.
Келарь – Монах,
заведующий хозяйством монастыря.
Дьяк - в русском государстве до 18 века
начальник и письмоводитель канцелярии.
Псалтирь – одна
из книг Ветхого Завета, причисляемых к разряду учительных, содержит в себе
хваление, благодарение Богу.
Иносказание –
в расширительном употреблении - скрытая
форма выражения, высказывание, где «буква» и «дух» не совпадают или
противоположны.
Сказание – рассказ, предание,
облегчённое в литературную форму, устную или
письменную.
Притча – дидактика - аллегорический жанр литературы, в основных
чертах близкий басни.
Новелла – небольшая повесть, рассказ.
Паломничество – путешествие куда-нибудь, многочисленных полт
почитателей, поклонников, кого, чего-нибудь.
Чудотворец – совершающий чудеса веры.
Предание – в
научно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных
лицах и событиях.
Народные сказания – миф классической древности.
Литература
Учебники, хрестоматии. Гудзий Н. К. История древней русской
литературы. 7-е изд. М., 1966; он же. Хрестоматия по древней русской литературе
/ Науч. ред. Н. И. Прокофьев. 8-е изд. М., 1973;
История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1985;
Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд. М., 2002;
Орлов А. С. Древняя русская литература XI–XVII вв. 3-е изд. М.; Л., 1945;
Сперанский М. Н. История древней русской литературы. 4-е изд. СПб., 2002.
Справочники.
Библиография советских русских работ по литературе XI–XVII вв. за 1917–1957 гг.
/ Сост. Н. Ф. Дробленкова. М.; Л., 1961; Библиография работ по древнерусской
литературе, опубликованных в СССР: 1958–1967 гг. /
Сост. Н. Ф. Дробленкова. Л., 1978. Ч. 1 (1958–1962 гг.); Л., 1979. Ч. 2
(1963–1967 гг.); то же: 1968–1972 гг. / Сост. Н. Ф. Дробленкова. СПб., 1996; то
же: 1973–1987 гг. / Сост. А. Г. Бобров и др. СПб., 1995. Ч. 1 (1973–1977 гг.);
СПб., 1996. Ч. 2 (1978–1982 гг.); СПб., 1996. Ч. 3 (1983–1987 гг.); Библиография
работ по древнерусской литературе, опубликованных в
СССР (России): 1988–1992 гг. / Сост. О. А. Белоброва и др. СПб., 1998
(изд. продолжается); Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI–первая половина XIV в.); Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1 (А–К); Л., 1989. Вып. 2
(вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2 (Л–Я); СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.).
Ч. 1 (А–З); СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2 (И–О); СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.).
Ч. 2 (И–О); СПб., 1998. Вып.
3 (XVII в.). Ч. 3 (П–С) (изд. продолжается); Энциклопедия «Слова о полку
Игореве». СПб., 1995. Т. 1–5.