Педагогическая сказка на тему: «Жадина» - Страница 2 - Форум

Воспитание души на традициях отечественной культуры

Меню сайта

Форма входа
Поиск
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » Средства приобщения детей к семейным и культурным ценностям » Педагогические сказки » Педагогическая сказка на тему: «Жадина»
Педагогическая сказка на тему: «Жадина»
461119Дата: Суббота, 15.05.2010, 18:55 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Василек
Было жаркое лето. У каждого в поле были свои дела. И только цветок-василек стоял одиноко среди целого поля ржи. Стоял он и думал, почему же он так одинок, где его братики и сестрички. Вот и клевер стоит один, а вокруг у него столько друзей! И колокольчики. Их так много и им так весело стоять и качать своими колоколами на ветру. Березки склоняются друг к другу своими длинными кудрявыми ветвями, шепчутся о чём-то своём. А вот и они - яркие одуванчики. Как же их много! И только василёк был совсем один. Стоял Василек и думал, почему же ему выпало быть одному.
Рядом под теплыми лучами солнца грелись колосья ржи, которые при малейшем дуновении ветра начинали перешептываться друг с другом, издавая шелест. Тут Василек подумал: «А что если и я начну также качаться, может они станут моими друзьями?» Но рожь не замечала стараний Василька.
Тут Василек не выдержал и стал качать на ветру своими маленькими листочками сильнее, всё выше и выше вытягивая свой синий цветочек к солнцу.
Вдруг один колос нагнулся и спросил: - Эй, ты куда тянешься? Василек ответил: - Я тоже хочу стать высоким и разговаривать с вами. Колос рассмеялся: - Не понять тебе наших разговоров, мы же злаковые. И думаем мы о том, что зерна наши созревают, скоро нас скосят и станем мы хлебушком. А из тебя какой хлеб получится? Погрустнел Василек, и в самом деле, скосят скоро рожь и останется он совсем-совсем один.
Тут колос и говорит: - Ты же цветок, иди и расти рядом с колокольчиками!
А Василек ему в ответ:- Как же я буду рядом с колокольчиками расти? Они даже не знают меня.
Колос:- Так ты не бойся, мы о тебе расскажем.
И понес колос шепот по рядкам, от колоска к колоску прямо к лужайке у дороги. Туда, где росли колокольчики. И спрашивают колоски у колокольчиков: - Колокольчики, колокольчики, как вы тут выросли, почему вас так много?
Колокольчики отвечают: - А мы всегда растем по-разному. Когда отцветаем, у нас семена высыпаются и ветер уносит их по полям. Где прорастут семена, там мы и появляемся на следующий год.
Колосок: - У нас среди поля стоит василек, его тоже ветер принес. Почему же он один, а вас много?
Колокольчики: - Как почему? Мы всегда растем группой. Спроси у одуванчиков, они скоро отцветут и их ветер также унесет в поле. Может они что-то знают про вашего Василька.
Стала рожь у одуванчиков спрашивать. Но они ответили то же ,что и колокольчики. Что их носит ветер, но вырастают они не по одному, а все вместе.
И стал возвращаться шепот колосков обратно, от рядка к рядку к тому колосу, что говорил с васильком. Рассказал колос васильку, что говорят колокольчики и одуванчики. Василёк загрустил и подумал, что он так и будет стоять здесь и ждать, когда скосят колосья и ясно солнышко опалит его лепестки.
Но не прошло и двух дней, как василек сорвала девочка из ближайшей деревни. Взяла она василек в руки и понесла домой.
Василек из её рук увидел всё поле: и колосья ржи, и колокольчики, и одуванчики. Стал прощаться со всеми и громко-громко выкрикивал, что и он теперь не один, что у него тоже кто-то есть.
Принесла девочка василек домой и поставила в вазу. Василек осмотрелся вокруг. Смотрел, как девочка обедает, как потом играет в куклу, как сажает её рядом с вазой и говорит:
- Смотри, какой красивый василек! Теперь он будет жить с нами, ведь в поле он был совсем один.
Василек радовался новому дому. Девочка смотрела на него не отводя глаз, а он смотрел на неё. Вскоре бабушка поставила к нему в вазу ещё несколько васильков. И тут он понял, что вот они его братья, просто в поле им встретиться было не суждено. А тут они стояли вместе и обнимались своими листочками, качались на ветру от открытой форточки и радовались. Ведь никто не должен оставаться одиноким. Придет время и друзья появятся.
Васильки отцвели и у них появились семена. Девочка смахнула их со стола в руку и высыпала под окно. А на следующий год взошли новые васильки. Но они были уже не одиноки, они росли маленькой красивой кучкой и радовались лучам солнышка, капелькам дождя. А самое главное то, что они вместе!!!
Надежда Буянова
 
461119Дата: Суббота, 15.05.2010, 18:56 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Не улетай, пой, птица!
- Повеселимся, Поросёнок!
- А как?
- Давай попрыгаем!
И они запрыгали: Заяц – через пенёк, Поросёнок – через поваленную осину.
- Так не развеселишься, - сказал Заяц. – Иди сюда!
И подвёл Поросёнка к упавшей сосне.
Весенний лес, набитый солнцем и птицами, стоял в зелёном дыму.
- Прыгай! – сказал Заяц.
- Боюсь, - сказал Поросёнок.
- Смотри! – сказал Заяц. И прыгнул.
- У тебя ноги длинные, - и Поросёнок лёг животом на сосну.
- Да не так, - сказал Заяц. – Смотри!
Птица пела далеко и тревожно, потом подлетела ближе, запела радостно и светло.
- Ты не смотришь, - обиделся Заяц. – Так я тебя не научу.
- Я смотрю, - сказал Поросёнок.
«Где же она сидит?» - разглядывая ветку за веткой, думал Поросёнок.
- Смотри в третий раз! Больше не покажу.
Заяц прыгнул, и тут Поросёнок её увидел.
Она была крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у Поросёнка защемило в груди.
- Будешь прыгать или нет? – спросил Заяц.
- Ты прыгай, - сказал Поросёнок. Он, не отрываясь, глядел на птицу.
Вот она наклонила голову и…
Такого Поросёнок ещё никогда не слышал.
- Главное не бойся, - говорил Заяц. – И отталкивайся двумя ногами сразу. Понял?
- Ага, - сказал Поросёнок. «Если бы я умел так петь, если бы я только чуть-чуточку мог, как она. Я бы…»
- Ну прыгай! – сказал Заяц.
Поросёнок подпрыгнул, лёг животом на поваленную сосну и закрыл глаза.
- Эх ты! – сказал Заяц. – Учи тебя! – И убежал.
- Птица, - шептал Поросёнок. – Не улетай, пой, птица! Я не умею прыгать, не умею петь, но, когда ты поёшь, мне кажется, мне кажется,… я могу всё.
Птица пела, а поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам – вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями. Прибежал Заяц.
- Ну, будешь прыгать?- спросил он. – Да чего же ты плачешь? Вот глупый! Да я тебя научу, научу! Надо только отталкиваться двумя ногами сразу!
И тут он заметил, как поросенок зачарованно смотрит на птицу - и ему стало стыдно, что он долго не замечал, чем увлечен его друг.
- Давай, научим птицу перепрыгивать через бревно? - спросил он поросенка.
- Давай лучше научимся петь, как птицы? - ответил поросенок.
- Каждому - свое! У нас не получится.
- У меня тоже не получается прыгать так, как ты хочешь! Зато... я умею хрюкать!
- А я - нет... - расстроился заяц.
- Зато ты умеешь классно прыгать!
- Так одному же неинтересно прыгать!
- Значит, надо придумать такую игру, чтобы было интересно всем - тогда никто не будет расстраиваться или обижаться!
И они придумали такую игру, в которой заяц - прыгал, поросенок - хрюкал, а птица - пела. И всем было радостно, что они умеют это делать.
Никишина С.А.
 
ПреподавателиДата: Понедельник, 24.05.2010, 00:27 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Сказка как средство знакомства детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой
Т.Н. Бузаева,
воспитатель ГОУ детский сад № 930

Проблема знакомства с русской национальной культурой подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственных основ ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребёнка, т.к. детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь.
У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребёнка.
Знакомство с русской национальной культурой у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, где ребёнок живёт и это становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.
Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры народа че¬рез язык. Исследователи сказок (В.П. Аникин, П.Г. Богатыров, Н.В. Новиков, Э.В. Померанцева, А.Н. Афанасьев) считают, что мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранён наиболее полно в сказках. Однако исследований, посвященным знакомству детей старшего дошкольного возраста с русской национальной культурой на основе сказок практически нет. В связи с этим мы предприняли попытку определить педагогические условия, которые бы позволили использовать сказки для знакомства детей с русской национальной культурой.
Сначала нами был проведен анализ литературы, в результате которого было определено значение сказок для развития детей дошкольного возраста, жанровое своеобразие сказочных текстов, а также методика знакомства детей с устным народным творчеством.
Изучение особенностей патриотической воспитанности дошкольников, проведенное на базе ГОУ д/с № 930 ВАО г. Москвы, показало, что у 20 детей подготовительной к школе группы, принявших участие в экспериментальном исследовании, имеются ограниченные представления о народном быте и видах труда, семейных ценностях, поверхностные знания о русских богатырях, защитниках русской земли. Также было выявлено, что все воспитанники высказывали желание и готовность с любовью, бережно относится к природе родного края и своим близким.
Основываясь на этих данных, мы разработали и реализовали условия знакомства детей 7-го года жизни с русской национальной культурой посредством народной сказки.
Эта работа проводилась по следующим направлениям:
• работа над словарем, отражающим русскую национальную культуру;
• формирование образа Родины через образы родной природы;
• формирование основ национального самосознания,
• воспитание чувства благодарности, любви и уважения к Русским богатырям защитникам Отечества;
• воспитание уважения к труду людей через трудолюбие героев сказок.

Добавлено (24.05.2010, 00:26)
---------------------------------------------
Работа с детьми осуществлялась в естественных условиях педагогического процесса на занятиях по знакомству детей с художественной литературой, ознакомлению с окружающим, представляя собой самостоятельное направление работы, а также при чтении детям сказок вне занятий.
Были использованы общепринятые формы организации детей: фронтальные занятия, организуемые в 1-ой половине дня, подгрупповые и индивидуальные игры и упражнения с детьми, проводимые в 1-ой и во 2-ой половине дня.
При проведении занятий мы сохраняли все структурные компоненты занятия по знакомству с художественным произведением: вводная беседа, знакомство с произведением устного народного творчества (первичное чтение), беседа о прочитанном с целью уточнения содержания, повторное чтение с целью закрепления целостного восприятия.
Читая сказки детям, мы учитывали, что обязательным условием знакомства с русской национальной культурой, является забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Для того, чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Осознавая, что ребёнок дошкольного возраста воспринимает действительность эмоционально, мы стремились в процессе работы вызвать у него чувство восхищения, любования, удивления, эстетического наслаждения. Мы помнили о том, что новые знания, не затронувшие чувств детей, никогда не будут ими усвоены и не вызовут желание узнать что-то ещё. В связи с этим ознакомление детей со словарём, отражающий русскую национальную культуру проводился через образы героев русских народных сказок.
Содержание работы распределялось по таким линиям развития ребенка, как познавательное, социальное, художественно-эстетическое развитие.
Экспериментальная работа проходила через все виды деятельности детей. Так, в рамках учебной деятельности с детьми проводились занятия на темы: «Воспитываем сказкой», «Сказки и сказочные герои», «Эти мудрые русские сказки!» и др. Посредством игровой деятельности детей знакомили с русскими народными играми, формировали представления о национальных традициях, праздниках и др. В рамках досуговой деятельности были организованы праздники: «Русские богатыри», «Идём в сказку»; викторины: «Любимые и добрые герои сказок», проходили выставки детских работ, экскурсии, и т. д. В связи с этим нами использовались такие методы работы, как практические, продуктивные, частично-поисковые, игровые. Реализация данных методов осуществлялась при помощи предметно-развивающей среды: оборудованной комнаты «Русская изба», выставки предметов прикладного искусства (городец, хохлома, гжель и др.), выставки детской игрушки (филимоновская, дымковская, богородская и др.), тематических книжных уголков; репродукций картин известных художников; оборудования для игр-драматизаций (костюмы, маски, декорации, музыкальные инструменты).

Добавлено (24.05.2010, 00:27)
---------------------------------------------
Традиционная форма занятий была дополнена элементами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность даёт ребёнку возможность самому «прожить» то, о чём он узнал на занятии. Живое действие оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно.
Для того, чтобы могла возникнуть игра-драматизация необходимо вызвать у детей интерес к ней путем повторного прочтения художественного произведения, рассматривания иллюстраций, бесед о прочитанном. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении художественного произведения необходимо обращать внимание детей на речевые средства, отражающие сущность национальной культуры.
Для знакомства с русским народным бытом в детском саду оборудована комната, в которой воссоздана обстановка русской избы, размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: горшки, лапти, скалка и т. д. Небольшой, но уютный кабинет превратился в «Избу сказок». Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому, помимо настоящих вещей, в «избу» помещаются и некоторые предметы, имитирующие реальные. Ещё одним отступлением от традиционного убранства русской избы было размещение на полках разнообразных произведений – предметов прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.). Здесь же были собраны иллюстрации, книги, репродукции картин для знакомства с предметами быта, русскими народными костюмами.
В «избе» проводились занятия по ознакомлению детей с предметами быта и чтение русских народных сказок. Дети могли не только прослушать сказку, но и рассмотреть, попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом, обыграть его, воспроизводя сказочную ситуацию.
При этом мы не только знакомили детей с названиями предметов и демонстрировали их функциональное использование, но и подчёркивали преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Кроме того, детей знакомили с зависимостью использования предметов от образа жизни людей: крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами, а также от места их проживания (в лесной местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная). Занятия носили познавательный характер, потому что детям самим нужно догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Для подготовки к таким занятиям мы пользовались литературными, историческими, этнографическими текстами, словарями старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в сказках.
Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретали новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Воспитанники получали представления о добре и зле, радовались удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводила ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляла переживать вместе с героями такие чувства. Всё это побуждало активность ребёнка, заставлять делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.
Рассказывая сказки, мы специально обращали внимание детей на их образность и метафоричность, просили подумать над тем, почему народ именно так, а не иначе характеризует природу, явления и человеческие взаимоотношения. Главным было вычленить отношение людей к окружающей действительности и осознать сущность их представлений о своём месте на земле, их ценностных ориентаций.
Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, мы старались развивать нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим («Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила». «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и др.).
Сказки подбирались с учётом возрастных особенностей, идейно-художественных ценностей, поэтому они оказывали огромное воспитательное воздействие на детей.
В результате проведенной работы у детей значительно вырос общий уровень сформированности представлений о русской национальной культуре, готовность заботиться о своих близких, уважать старших, любить и защищать свою Родину.

 
Форум » Средства приобщения детей к семейным и культурным ценностям » Педагогические сказки » Педагогическая сказка на тему: «Жадина»
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Наш опрос
Друзья сайта
Познание основ
православной веры



Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz