Ведущая мастерской - Ирина Сергеевна Сергеева, к.п.н., доцент, начальник отдела обучения игре МГПИ «В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем
все они вполне педагогичны»
А.П. Усова
Детская игра – это наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:
1. речевого (словесного) общения;
2. ритмического или мелодического выражения;
3. совместных движениях и действиях.
Более ста лет назад русские педагоги К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов, а также физической закалки развивающегося организма.
У всех народных игр есть общая черта: они помогают детям стать ловкими и сильными, учат их работать в команде, учат жить в нашем сложном мире. Все это помогает ребенку гармонично развиваться, а следовательно, вносит свою лепту в формирование всех компонентов его здоровья: физического, психологического, социального, духовно-нравственного.
Правила народных игр определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
Народные игры в комплексе с другими с воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать».
Игры, как и люди, имеют свою судьбу. Но в отличие от человека, игры иногда воскресают. Может, наши дети заново откроют для себя всю прелесть народных игр и забав? Поживем - увидим.