Воспитание души на традициях отечественной культуры

Меню сайта

Форма входа
Поиск
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Единство народов России » Круглый стол » Марафон "Здоровьесозидающие этнические традиции в семье" (Круглый стол)
Марафон "Здоровьесозидающие этнические традиции в семье"
461119Дата: Пятница, 14.05.2010, 19:44 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Круглый стол «Потенциал семейной и народной педагогики в воспитании ценностных ориентиров на здоровье и здоровый образ жизни» (отв. – Т.Н.Ле ван)

Проект содержания круглого стола:

• Метлик Игорь Витальевич, д.п.д., заведующий лабораторией Института семьи и воспитания РАО, научный руководитель ГЭП «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы»
"Роль религиозного образования и традиционного духовно-нравственного воспитания в формировании здорового образа жизни детей в семье и школе"

• Черепанова Елена Ивановна, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании, доцент кафедры естественно-математических дисциплин МГПИ
«Философия здоровья в различных мировых религиях»

 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:55 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль религиозного образования и традиционного
духовно-нравственного воспитания в формировании
здорового образа жизни детей в семье и школе

Метлик Игорь Витальевич,
д.п.н., зав. лабораторией мировоззренческих
и духовно-нравственных основ воспитания
Института семьи и воспитания РАО,
научный руководитель ГЭП «Изучение истории и культуры религий
в общеобразовательных учреждениях г. Москвы»

Содержание доклада:

Раздел 1. Состояние социума в Российской Федерации
Раздел 2. Роль традиционной религиозной духовно-нравственной культуры в формировании здорового образа жизни человека, социальной общности

Раздел 3. Изучение традиционных религий народов России и духовно-нравственное воспитание в российской школе: условия, практика, участие семьи, перспективы развития

 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:55 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
1. Состояние социума в Российской Федерации
Занимая 1-е место в мире по величине национального богатства (при любом методе расчета, как по абсолютной величине, так и на душу населения) Российская Федерация в 2006 г. занимала 127-е место среди 207 стран мира по показателям здоровья населения (Российская газета, 17.04.2006).
Дополняют этот показатель другие: 67-е по уровню жизни; 72-е по социальным расходам и 75-е по расходам конкретно на медицину; 134-е по продолжительности жизни мужчин; 175-е по уровню физической безопасности граждан. При этом 1-е место в мире по абсолютной убыли населения; уровню психических заболеваний; смертности от сердечнососудистых болезней; количеству абортов; числу детей, брошенных родителями; разводов и рожденных вне брака детей; потреблению спирта и алкогольной продукции; потреблению табака; числу курящих детей и приросту курильщиков; числу самоубийств детей и пожилых людей.
Среди причин такого положения специалисты называют следующие: несовершенство законодательной базы, несоблюдение баланса государственных гарантий и финансовых возможностей, отсутствие контроля реализации федеральных и региональных программ, низкий уровень государственного финансирования здравоохранения в 2-3% ВВП (рекомендация ВОЗ не менее 5-6%) и т.д. Но большинство исследователей, социологов, ученых согласны с тем, что тяжелое положение со здоровьем населения, демографический кризис обусловлены, прежде всего, духовно-мировоззренческими и нравственными факторами.

Вопросы, тематика для обсуждения:
1) Чем обусловлено тяжелое положение со здоровьем населения в нашей стране? Согласны вы с тем, что, прежде всего, не экономическими, политическими, а духовно-нравственными факторами, отношением людей к своей и чужой жизни, здоровью?
2) Какие «экономические причины» могут быть в стране, имеющей такие ресурсы, как Российская Федерация (1-е место по запасам и экспорту газа, алмазов, добыче нефти и др., 3-е по объему золотовалютных резервов)? Могут ли политики или даже вредная политика государства принудить человека неумеренно пить, курить, делать аборты, совершить самоубийство, если он этого не хочет сам, ему не позволяют его убеждения, нравственные принципы?
3) Есть ли связь такого положения с тем, какие в школе созданы условия для приобщения детей к культуре наших народов, включая традиционные религии, к традиционной морали и образу жизни русского и других народов России? Или школа тут не причем, дело в семье, и этим должна заниматься семья, а школа в государстве должна только «учить наукам»?

 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:56 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
2. Роль традиционной религиозной духовно-нравственной культуры в формировании здорового образа жизни человека, социальной общности.
Здоровый образ жизни основывается на определенных знаниях, мировоззренческих отношениях, нравственных установках субъекта и реализуется в соответствующих способах поведения и деятельности, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья.
Можно говорить о здоровом образе жизни индивида (человека), обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность и самореализацию, и здоровом образе жизни социальной общности (как совокупной характеристики образа жизни составляющих ее индивидов), обеспечивающих ей в целом существование и расширенное воспроизводство (людей, культуры, ресурсов).
Традиционная духовно-нравственная культура любого народа неразрывно связана с традиционной религией. Для русских это православие, для татар - ислам, евреев - иудаизм и т. д. Любая традиционная религия включает комплекс таких мировоззренческих отношений, нравственных установок и соответствующих способов поведения и деятельности, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство семьи, рода, народа. Важно отметить, что данную функцию выполняет любая традиционная религия и сложившаяся на ее основе духовно-нравственная культура при всех возможных отличиях одной от другой (православия, ислама, иудаизма и т. д.).
Устройство социальной жизни на антирелигиозной основе (в СССР и ряде других стран) или на внерелигиозной основе (современная либеральная демократия в Европе) не демонстрирует опыта исторически длительного существования здорового социума с расширенным воспроизводством. Повышение качества и продолжительности жизни в «богатых» странах второй группы наряду с падением рождаемости, ростом абортов, разводов, суицидов, психических болезней все равно ведет к старению и вымиранию народа.

Вопросы, тематика для обсуждения:
1) Может ли человек сформировать здоровый образ жизни (включая как физические, так и психологические и духовно-мировоззренческие аспекты) вне культуры, морали, образа жизни, принятых в традиционных религиях?
2) Может ли сложиться здоровый образ жизни в большой социальной группе, сообществе людей (местном сообществе, народе) вне опыта, культуры, морали, образа жизни, принятых в традиционных религиях? Если да, приведите примеры таких сообществ, народов.

 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:57 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
3. Изучение традиционных религий народов России и духовно-нравственное воспитание в российской школе: условия, практика, участие семьи, перспективы развития
Одним из способов приобщения новых поколений к морали и культуре народа, в том числе здоровому образу жизни как компоненту традиционной культуры любого народа, является религиозное образование и воспитание. Традиционная религия – ценностное ядро любой национальной культуры и включает идеал (норматив) нормального, здорового существования человека, семьи, народа в телесном, душевном и духовном аспектах. В большинстве стран мира религиозное образование проводится не только в семье и общинах, но и в государственно-общественной (светской) школе при получении ребенком общего, обязательного в стране образования. Обычно это образование по выбору семьи, поскольку большинство современных обществ поликультурные, многоконфессиональные, многонациональные.
Религиозные организации участвуют в определении содержания такого образования и воспитания (учебники, пособия и т. д.) и подготовке учителей, которые обычно являются последователями данной религиозной организации.
Гарантии получения ребенком общего образования с учетом религиозных или философских (нерелигиозных) убеждений его семьи закреплены в международном праве (протокол 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г.), принятом и Российской Федерацией. В федеральном законодательстве пока нет гарантий религиозного образования и воспитания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, однако нет и запретов его реализации с учетом принципа добровольности. Целью такого образования и воспитания является не катехизация, воцерковление, «обучение религии» для непосредственного участия в религиозной практике в религиозной общине, а изучение определенной культуры, традиции. Вопрос и практическом применении изученных норм, принципов, моральных образцов в своей жизни определяется ребенком и его семьей самостоятельно. Такую задачу могут решать курсы православной культуры (ОПК и т.п.), исламской, иудаистской и др., преподавание которых развивается у нас с 1990-х гг., но пока охватывает только 5-8% школьников (детальнее см. данные мониторинга Общественной палаты РФ: http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896 ).
 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:58 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Система конфессионально ориентированного негосударственного дошкольного и среднего образования (НОУ – православные, иудаистские и др. детские сады, школы, гимназии) у нас фактически недоступна большинству граждан. «Точечная» практика духовно-нравственного воспитания детей на основе национальных духовных, религиозных традиций в процессе получения ими общего образования имеется также в некоторых государственных и муниципальных дошкольных учреждениях и средних школах — так называемых этнокультурных или национальных, но это касается в основном национальных меньшинств и тоже недоступно большинству граждан. В наиболее массовой русской школе (с русским языком обучения) восстановление религиозного образования сталкивается и с объективными трудностями (дефицит пособий, подготовленных учителей, опыта), и с противодействием со стороны части чиновников и педагогов – последователей атеизма, «светского гуманизма» и других секулярных идеологий. Религиозные организации: Русская Православная Церковь и другие – в постсоветский период также испытывают дефицит опыта, специалистов, разработок, что затрудняет конструктивное взаимодействие с государством, семьей, школой в этой сфере. Большая часть родителей по привычке, сложившейся в жизни трех поколений при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, не интересуются содержанием образования в школе или не считают возможным влиять на него.
Тем не менее, преподавание в российских школах религиозной культуры и духовно-нравственное воспитание на основе православных христианских, исламских, иудаистских религиозных нравственных ценностей, систем морали постепенно возрождается. В 2008 г. на встрече с Патриархом Кириллом и другими лидерами российских конфессий Президент РФ Д.А. Медведев поддержал преподавание основ традиционных религий: «В большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы. Это так. И это облегчает нашу совместную задачу» (http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtml).
Там же министр образования и науки А. Фурсенко предложил провести эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики в 2009-2011 годах. Он начался в 19-ти регионах России, однако предполагает изучение основ религиозных культур всего 30 часов в конце 4 и начале 5 классов. Такой формат может позволить отработать взаимодействие в этом процессе государства, школ, семей и конфессий (по выбору предмета, подготовке пособий, учителей и т. д.), но очевидно не может дать реальных образовательных, тем более воспитательных результатов. Пока что и задача отработки этого взаимодействия решается с трудом. На первом этапе в ряде регионов не была обеспечена свобода выбора предмета (модуля) родителями, поэтому сейчас принято решение о возможности смены предмета с 2010-2011 учебного года. Представители или специалисты от конфессий готовили экспериментальные учебники по религиозным культурам, но конфессии были фактически отстранены от подготовки учителей, методических пособий. Все это «сдвигает» эксперимент в сторону от приобщения детей к религиозным культурам народов России в направлении просто их «общего знакомства» с религиями, что не позволяет формировать определенную, устойчивую систему нравственных ценностей, включающую норматив здорового образа жизни.
 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:58 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
В новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), утвержденный министром А. Фурсенко 6 октября 2009 г., включена предметная область «Духовно-нравственная культура народов России», однако учебная нагрузка по ней не указана. Предложения Русской Православной Церкви о преподавании предметов данной области как минимум 1 час в неделю по всем годам обучения пока не принимаются. Преподавание религиозных культур в начальной школе всего лишь 15 часов в конце 4 класса, т. е. в формате эксперимента, как это предлагают критики религиозного образования в российской школе, не дает возможности для их действительного изучения. Остается надеяться на постепенное исправление ситуации по ходу эксперимента, и в этом отношении многое будет зависеть и от позиций семей, родителей школьников на местах, в регионах и школах. От понимания ими своих прав и ответственности как «заказчиков» обучения и воспитания детей в школе, в том числе в части использования потенциала, возможностей школы в формировании здорового образа жизни их детей.
Общеобразовательная школа в любой стране, в том числе в России – национальная. Интеграция ребенка в национальную культуру, культуру его семьи, народа является одной из основных задач общеобразовательной школы, наряду с освоением научных знаний и первичной профессиональной ориентацией. Преподавание религиозных культур и традиционное религиозное воспитание в национальной школе всех народов России: русской (с русским языком обучения), башкирской, татарской, якутской, еврейской и т.д., конечно, не решит всех проблем, не сделает общество здоровым через год-два, но может вносить свой существенный вклад в преодоление сложившегося тяжелого положения в нашем социуме. Следует отметить, что это будет укреплять взаимодействие в воспитании детей семьи и школы, повысит ответственность родителей, которые должны будут думать над выбором предмета духовно-нравственного образования для своего ребенка (выбирает предмет семья, а не сам ребенок), тем самым больше задумываться о воспитании своих детей, а также о своем собственном образе жизни.
Вопросы, тематика для обсуждения:
1) Способствует ли религиозное образование в школе в форме изучения традиционной религиозной культуры и приобщение к ней ребенка по выбору его семьи формированию здорового образа жизни?
2) Может ли общее воспитание детей в школе как будущих граждан России (гражданское, патриотическое, правовое, экологическое и др.) решать проблему духовно-нравственного воспитания во всех аспектах развития личности, значимых для безопасного и здорового образа жизни человека?
3) Принцип светского характера образования в государственной и муниципальной школе означает а) запрет на изучение религий; б) запрет на изучение религий на основе религиозных подходов, понимания религии так, как это принято в религиозных общинах; в) запрет на всеобщее обязательное воспитание детей на основе какой-либо одной определенной религии или идеологии (ст. 13, 14 Конституции)? Или еще что-то другое?
4) Исключение религиозного образования по выбору (изучение раздельно разных религий) будет способствовать предупреждению межрелигиозных и межнациональных противоречий, конфликтов в стране или в тех же школах?
5) Как можно оценить эксперимент Министерства образования и науки РФ с точки зрения продвижения в обеспечении возможности изучения школьниками по выбору их семьи культуры своей традиционной религии в любой российской школе и формирования в этом процессе устойчивых нравственных ценностей как основы здорового образа жизни?
 
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 23:59 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 96
Репутация: 0
Статус: Offline
Философия здоровья в западной и восточной культурах

Елена Ивановна Черепанова,
старший научный сотрудник
лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей
деятельности в образовании МГПИ,
доцент кафедры естественно-математических дисциплин

В современном мире существуют два разных подхода к формированию здоровья. Для западного человека здоровье - важнейшее средство для достижения его целей. Хорошее здоровье позволяет испытывать большие нагрузки, в том числе учебные, а значит, закончить престижное учебное заведение: лицей, гимназию или школу с углубленным изучением какого-либо предмета. Во взрослом состоянии здоровье становится стержнем профессиограммы. Уже сформировавшаяся конкуренция на рынке труда будет диктовать запрос на здоровых и выносливых работников. Здоровье пригодится для карьерного роста и станет универсальным средством для многих других целей. Западный человек стремится развить конкретные качества тела - силу, скорость, выносливость; он хочет добиться определенных частных целей - повысить работоспособность, внешнюю привлекательность, избавиться от болезней. И тренировки свои он организует узконаправленно, тренируя мышцы и сердце, избавляясь от дряблости и лишнего веса. Он тренирует себя как средство господства над обстоятельствами, над другими людьми, над миром. Западный человек видит в мире враждебную себе противоположность, он обижен миром, он его во многом боится и мстит ему, и потому лишь себя единственного считает объектом любви. Но вместо любви, божественной и радостной, получается болезненная видимость любви, поскольку по-настоящему любить себя он не может, ощущая в себе неискоренимую ущербность! Ведь мир все время напоминает ему о его недостатках, делая это с агрессивностью и нетерпимостью, подчеркивая несоответствие человека установленным в обществе эталонам красоты, ума, успеха... Мир ожесточает человека, побуждает его к бесплодной борьбе и поиску новых видов "оружия", среди которых здоровье становится важнейшим!
На Востоке здоровье не имеет утилитарной ценности. Для восточного человека здоровье – это способ слиться с миром. Восточный человек рассматривает мир не как объект для покорения, а как объект любви; он стремится не к господству над ним, а к единству! И любовь его к самому себе - это не защитная реакция на бесчеловечный мир, а проявление любви к миру и к себе как частичке этого мира. И тренирует он себя не как средство для достижения внешних целей, а как часть мира, которая должна соответствовать целому. Его тренировки поэтому строятся не как наращивание количества поднятых килограммов или освоенных километров, а как слияние с миром, как способ насладиться этим соприкосновением, потому и критерием успешности их проведения становится не объем механической работы, а радость.
Вопросы, тематика для обсуждения:
1) Какой подход в формировании здоровья Вы практикуете в своей семье?
2) Можно ли найти «золотую середину» между «западным» и «восточным» подходами?
3) Меняется ли отношение к здоровью на разных этапах взросления?
4) Какое отношение к здоровью культивировалось в Вашей семье, когда Вы были ребенком? Помогло ли Вам это в жизни? Хотите ли Вы транслировать такое отношение к здоровью своим детям?

 
ПреподавателиДата: Понедельник, 24.05.2010, 00:32 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Сохранение ценностей традиционной культуры как условие объединения усилий современной семьи и образовательного учреждения
к.п.н., доцент МГПИ Н.В. Микляева

«Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего», - писал еще в 1867 году К.Д. Ушинский, - «состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе всего знаком со своим отечеством, … а русский человек всего менее знаком именно с тем, что к нему ближе: со своей родиной и всем тем, что к ней относится». Сейчас эти слова еще более актуальны, чем прежде.
На данный момент Россия находится как бы на перепутье, выбирая между Западной и Восточной системой образования и мучительно пытаясь осознать свое национальное своеобразие. Разрушив старую систему воспитания и обучения детей под лозунгом «деидеологизации», педагоги оказались в затруднительном положении:
• с одной стороны, из содержания программ был удален самый значительный раздел образовательной работы с дошкольниками – раздел нравственного, в том числе – патриотического воспитания;
• с другой стороны, следуя общемировым образовательным тенденциям, педагоги начинают прививать дошкольникам «общечеловеческие ценности» и воспитывать их как «граждан Вселенной» прежде, чем дети поймут, что они – русские, белорусы, украинцы и так далее и что у них есть Родина.
Получается, что в самый сензитивный период для развития личности, когда закладываются основы нравственной позиции и целостной картины мира, когда формируется чувство сопричастности к своему народу, в период дошкольного детства, вопросы нравственного, трудового и патриотического воспитания отступают на второй план. Проблема нивелируется потому, что в зарубежных программах она не существует, а отечественные авторы, адаптирующие их, не учитывают современной ситуации в России. В результате российские детские сады, использующие, например, программу Вальдорфской педагогики или педагогики Марии Монтессори, формируют патриотические чувства у детей, опираясь на совершенно чуждые православной культуре духовные основы штайнеровской педагогики или философии Востока. Попытки некоторых родителей воспротивиться вторжению инородной культуры в процесс воспитания и обучения их детей тонут в обвинениях в ксенофобии и духовном невежестве. Самое страшное, на наш взгляд, заключается в том, что у тех родителей и воспитателей, которые еще дорожат тем, что они родились в великой стране, средствами массовой информации и общественного мнения искусственно формируется комплекс неполноценности по отношению к себе и своему народу. Как следствие, воспитывающие взрослые постепенно утрачивают тот иммунитет, который мог бы сохранить у детей чувство безопасности от общения с внешним миром, сопричастности своим корням, гордости от того, что живешь на своей земле. Многие семьи либо распадаются, либо постоянно решают задачу материального выживания. Нравственное, трудовое и патриотическое воспитание становится ненужным, так как на него надо тратить душевные силы и время.

Добавлено (24.05.2010, 00:28)
---------------------------------------------
Раньше опасность утраты эмоциональной и духовной связи между родителями и детьми тонко чувствовали наши предки. Семейное воспитание являлось главной формой знакомства с миром и формирования духовно-нравственных ориентиров в нем. Это позволяло нашему обществу сохранять стабильность и устойчивость и выдерживать самые страшные испытания, когда само существование народа и государства оказывалось под угрозой. Подобное отношение поддерживалось самой православной культурой. Любовь к Отечеству была обязательным элементом всей воспитательной системы и лежала в основе всей духовной картины мира. Плохой гражданин земного Отечества не мог быть достойным гражданином Отечества Небесного. Предательство и измена Родине воспринимались, как измена родным и близким и, соответственно, как одно из самых страшных преступлений.
Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколения - бабушек и дедушек, мам и пап, внуков, но дети оказываются преданными собственными родителями. Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они – «хорошие», что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Начинается отторжение от своих корней, а значит, и от своей Родины.
Проблема осложняется тем, что во многих, даже полных, семьях дети перестают ценить и уважать своих родителей. Сын или дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться тем же, проявлять сострадание и благодарность. За рубежом, например, в Болгарии и Чехословакии, для того, чтобы наладить эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовать их взаимопониманию и возникновению у детей чувства гордости за своих родителей, ежемесячно в группу приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки на «вечера встреч». Сидя за чаепитием, взрослые рассказывают о том, как сами были маленькими, о своих родителях, предках, родине. У нас это пока не принято. Так, не все дети дошкольного и, что удивительно, даже младшего школьного возраста могут сказать, как зовут «мамину маму» или «папиного папу».
Нельзя сказать, что данные вопросы не обговариваются с детьми дома или с воспитателем во время изучения некоторых лексических тем на занятиях по развитию речи или учителей на уроках чтения, например. Наоборот, в современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т.д. При этом упускается нечто важное – зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в трамвае. Для ребенка подобные правила не являются действенными, если не учитывают реальный опыт взаимодействия детей с другими людьми; если взрослые постоянно не подчеркивают в своих оценках личностную значимость для них того, что сын или дочь следует нравственным нормам; если последствия подобных поступков ребенка не сопровождаются яркими воспоминаниями о том, как были удивлены и обрадованы, или огорчены и растеряны близкие, наблюдая за поведением ребенка; наконец, если у малыша не сформировано эмоциональное предвосхищение последствий своих поступков, которое опирается на опыт эмоционального «вчувствования», эмпатии с героями, оказывавшимися в аналогичных ситуациях. Такой опыт можно получить только тогда, когда в процессе воспитания и обучения ребенка оказываются задействованными механизмы личностного роста в ситуациях непосредственного общения со значимым взрослым, в процессе организации совместной деятельности.

Добавлено (24.05.2010, 00:29)
---------------------------------------------
Последнее практически не учитывается при организации работы по патриотическому воспитанию в детском саду и начальной школе. Дело в том, что цели, связанные с патриотическим воспитанием, решаются, как уже было сказано, не на уровне комплексных, а на уровне парциальных программ или программно-методических разработок цикла уроков, например, по Москведению или Народоведению. То есть определяются интересом к данной проблеме конкретного региона, округа, района, детского сада и школы. К сожалению, если не касаться пока содержания данных программ, следует констатировать, что интерес администрации ДОУ и СОШ к проблемам патриотического воспитания дошкольников и младших школьников чаще всего связан с тем, чтобы получить возможность оказывать дополнительные платные услуги детям и их родителям. Для этого в образовательном учреждении создаются «музеи народного творчества», «русские избы», в которых педагог дополнительного образования проводит специальные занятия, ведет кружки или факультативы. На них дети знакомятся с соответствующими историко-культурными, географическими и экологическими понятиями, реже – приобретают какие-то определенные прикладные умения, связанные с освоением тех или иных техник народных ремесел, например, вышивки или бисероплетнения.
В итоге дети иногда знают больше о народных обрядах и традициях, чем взрослые, но такая информированность не мешает им быть «патриотами» Америки. В.К. Вилюнас связывает это с тем, что согласно психологическим законам, формирование чувств не должно становится средством достижения цели той деятельности, с которой они не связаны. То же самое относится и к воспитанию патриотических и нравственных чувств у дошкольников и младших школьников. Как можно формировать чувство патриотизма в процессе деятельности, которая «отвечает», по представлениям воспитанников и их родителей, за успешную подготовку к школе и формирование элементарных историко-географических представлений или пропедевтику нарушений чтения в процессе изучения «Родного слова»? При этом все связанные с ней проблемы патриотического воспитания решаются на уровне накопления «полезных и приятных знаний», как говорил К.Д. Ушинский, а не «знаний необходимых». Ради чего дети усваивают предлагаемые им понятия в ситуации «дополнительного образования»? Чтобы подтвердить свою эмоциональную значимость для родителей и их знакомых, доказать им, что они много знают и потому – «самые умные дети на свете», которых нужно любить. Те дети, у которых преобладают не познавательные, а личностные и игровые мотивы поведения, теряются в потоке разнообразной информации, получаемой на занятиях учителя, музейного педагога и воспитателей, в процессе общения с родителями и сверстниками, просмотра телевизионных передач, рекламных роликов и т.д.
В результате у них происходит смешение разных картин мира, которые не складываются в единый и целостный образ. Этому же способствует то, что впечатление, полученное на занятиях, например, по «музейной педагогике» и «формированию простейших историко-географических понятий», оказывается крайне неустойчивым из-за того, что отсутствовала элементарная наглядность во время рассказов взрослого о том, «как появилась Москва» и не было опыта практического «действования» детей в воображаемой ситуации. Действительно, для того, чтобы проиллюстрировать такой рассказ, педагогу будет недостаточно даже всей собранной в музее хохломской росписи и дымковской игрушки. Нужны хорошие, красочные иллюстрации большого формата, аппаратура для демонстрации диафильмов, слайдов и видеоматериалов. В крайнем случае, можно организовать экскурсии с детьми и их родителями по историческим местам города, как-то связанными с рассказами, услышанными на занятиях. Все это требует не только хорошего методического обеспечения и организаторских способностей педагогов, воспитателей и родителей, но и их личностной заинтересованности в результатах того, что они делают. Это возможно только при том условии, что взрослые выдвигают цели социально-нравственного и патриотического, духовно-патриотического воспитания на первый план, возрождения традиций русской школы и детских садов с этнокультурным (русским) компонентом образования. На первый взгляд, все это и так есть, однако до объединения усилий школы, детского сада и семьи на этом поприще пока еще очень далеко.

Добавлено (24.05.2010, 00:29)
---------------------------------------------
Так, мониторинг патриотической воспитанности, проведенный в Москве и регионах РФ в 2002-2007 гг., показал, что самые высокие показатели самооценки воспитателей детского сада касаются компонента общей культуры (80%), самые низкие – отношенческого компонента (64%) или методического компонента (71%) педагогической компетентности в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Однако, как оказалось, уровень общей культуры взрослых не может быть условием для сохранения окрашенных национальной спецификой культурных ценностей и смыслов, условием для возрождения традиционной культуры семейного воспитания. Он даже не может способствовать согласованию целей и задач семейного и общественного воспитания в области патриотического воспитания дошкольников и младших школьников. Так, по результатам мониторинга, в условиях семьи приоритетными являются такие задачи патриотического воспитания дошкольников, как воспитание любви к родному дому, семье, малой родине - городу, краю - и большой Родине – России, воспитание у детей чувства принадлежности к своему народу, а в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - воспитание интереса и уважения к истории Отечества, людям разной национальности, их деятельности, культуре, быту. Аналогичная ситуация наблюдается относительно расхождения целей и задач патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях семьи и школы. Так, для школы становятся приоритетными задачи формирования у детей запаса знаний и патриотических представлений об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе, проявления терпимости к религиозным установкам людей другого вероисповедания, воспитание любви и бережного отношения к родному языку, воспитание культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы. Для семей младших школьников это тоже кажется важным, но большее значение придается использованию детьми знаний о семье, роде и народе, Родине как основы для формирования своих личных ценностных ориентаций, мотивов. В итоге расхождения целей и задач патриотического воспитания у детей наблюдается относительно низкий уровень соответствия поступков и поведения патриотическим представлениям и знаниям, а также умений самостоятельно ставить задачи самовоспитания.
Между тем, реальным условием «перекреста» целей и задач патриотического воспитания детей в семье и образовательном учреждении является высокий уровень проявлений отношенческого компонента, активности взрослых в сохранении и трансляции взрослыми, родителями и педагогами, данных ценностей. Разница в сформированности отношенческого компонента особенно очевидна при сравнении соответствующих показателей у педагогов обычных детских садов и садов с приоритетом этнокультурного и духовно-нравственного компонента воспитания и аналогичных школ. Она составляет 10% у педагогов и 20% - у родителей воспитанников. При этом выяснилось, что чем выше уровень отношенческого компонента у родителей, тем выше он у воспитателей и учителей.
Важную роль в формировании отношенческого компонента родителей играет проведение устных и письменных опросов, бесед и консультаций по проблеме патриотического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, начальной школы.
Анкетирование родителей проводится обычно в начале и в конце учебного года. Взрослые заполняют анкеты в присутствии старшего воспитателя и завуча по начальным классам и могут получать от него консультативную помощь на протяжении всего времени заполнения анкеты. Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в народные подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия.

Добавлено (24.05.2010, 00:29)
---------------------------------------------
Текст анкеты для родителей может включать следующие вопросы :
1. Затрагиваете ли Вы темы, связанные с патриотизмом?
2. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?
3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?
4. Как Вы акцентируете на это внимание?
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?
6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития?
7. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?
8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки :
а) до прихода в детский сад;
б) после детского сада;
в) укладывая спать.
9. Есть ли дидактические игры, связанные с ознакомлением с национальными обрядами и традициями? Если есть, то какие?
10. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?
11. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.
При этом может быть выявлена специфика формирования отношенческого компонента педагогической компетентности родителей в области патриотического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также младших школьников.

Добавлено (24.05.2010, 00:30)
---------------------------------------------
Можно сказать, что большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.
Родители с высшим профессиональным образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомлении детей с русской народной литературой, и плохо ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.
Родители детей с общим и полным средним, средним профессиональным образованием акцентируют внимание на использование подвижных игр, связанных с ознакомлением с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы «про русских героев» и о своей стране. Причинами затруднений в приобщении современных детей к национальной культуре видят недостаточность литературы для родителей.
Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста, с высшим образованием рассказывают ребёнку о предках и корнях семьи, отвечают на вопросы, интересующие ребёнка, но, в отличие от родителей со средним образованием, мало уделяют внимания и времени совместным чаепитиям и досугам со своими детьми. Также родители со средним образованием в общении с детьми, в режимных моментах больше используют фольклор.
Родители детей младшего школьного возраста во многом отвечают похожим образом. Однако обращает на себя внимание то, что цели и задачи патриотического воспитания становятся все более формализованными, перекладываются на учителей начальной школы, так как возможности их решения, средства, которые упоминают родители (использование дидактических игр, национальных подвижных игр и др.) либо остаются на прежнем уровне, либо используются все реже.

Добавлено (24.05.2010, 00:31)
---------------------------------------------
Обобщая данные , можно сказать, что родители дошкольников и младших школьников ведут работу по приобщению детей к национальной культуре, но при этом не считают важным акцентировать внимание на национальную принадлежность детей. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад и начальная школа, а родители - только помогать в этом. В этом заключается специфика семей, обладающих низким и средним уровнем сформированности отношенческого компонента педагогической компетентности в области патриотического воспитания детей. Семьи с высоким уровнем сформированности данного компонента, как уже было сказано, оказывают активизирующее влияние даже на сотрудников детского сада, и, особенно, учителей начальной школы, и обладают выраженной педагогической позицией относительно проблемы патриотического воспитания дошкольников и младших школьников. Взаимодействия с ними как раз и является одним из самых значимых факторов эффективности сотрудничества детского сада и семьи по данной проблеме.
Второе условие – уровень методической компетенции родителей и воспитателей в области приобщения детей к традиционной культуре и патриотического воспитания. Разница между педагогами составляет 18%, между родителями воспитанников – 31%. При этом оказалось, что чем выше уровень методической компетенции воспитателей, тем он выше у родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обратных закономерностей не выявлено.
Изменение методической компетенции родителей способствует целый ряд факторов, учитывающих особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры. Их изучению посвятила свое исследование Л.С. Тищенко . В результате было выявлено следующее.
В семьях с низким уровнем семейной культуры в процессе патриотического воспитания и реализации соответствующей методической компетенции на практике у родителей нередко возникает ряд проблем, с которыми взрослые не могут справиться адекватным образом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций является то, что в таких семьях нарушаются как показатели семейной гибкости (в среднем, на 80%), так и показатели семейной сплоченности (в среднем, на 60%). При этом отмечается излишний контроль над самостоятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста и игнорирование их возрастной потребности в самовыражении, а также изоляция от непродуктивной, с точки зрения родителей, деятельности и общения со сверстниками. С другой стороны, в таких семьях может наблюдаться противопоставление требований родителей и воспитателей детского сада или учителей начальной школы.

Добавлено (24.05.2010, 00:31)
---------------------------------------------
Анализируя выявленные особенности, родителям, относящимся к первой группе, можно рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания, направленный на совершенствование аксиологического и технологического компонентов семейной культуры, приобщение к ценностям и смыслам (аксиологии) народной педагогики, знакомство с методами воспитания, характерными для нее, в процессе тренинга детско-родительских отношений, например, на основе использования народных ремесел. Овладение технологиями воспитания и общения с детьми происходит здесь на основе народных традиций и опыта культуротворческой деятельности, что благоприятно влияет на изменение стиля семейных взаимоотношений и переосмысление лежащих в их основе ценностей.
Изучение особенностей структуры семейных взаимоотношений в семьях со средним уровнем семейной культуры родителей показало, что в таких семьях показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже (соответственно, на 60% и 40%). У родителей отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, склонность перекладывать воспитательные функции, а вместе с тем, и долю ответственности за воспитание и развитие детей, на дошкольное учреждение и школу. При этом большинство взрослых осознают важность единства стиля требований к ребенку, хотя и признают, что на практике это не всегда получается. Не исключением из этого является и осуществление патриотического воспитания детей в процессе организации сотрудничества семьи и воспитателей или учителей.
Родителям со средним уровнем педагогической культуры можно рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания, связанный с изменением модели семейных взаимодействий по параметру адаптивности, а также совершенствование технологического и личностно-творческого компонентов педагогической культуры. Для этого с родителями проводятся не только тренинги детско-родительских отношений, но и семинары-практикумы, позволяющие продемонстрировать конкретные технологии воспитания и обучения детей в процессе осуществления патриотического воспитания в семье и детском саду, начальной школе. Например, практически всегда является востребованным проведение семинара-практикума на тему: «Проблемы и направления подготовки к школе в условиях сотрудничества семьи и детского сада с этнокультурным (русским) компонентом образования».
В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко возникает ряд проблем. У таких родителей отмечается первостепенность целей формирования интеллектуальной над коммуникативной компетенцией детей (80%) в процессе приобщения детей к традиционной культуре и осуществлении патриотического воспитания. Поэтому одной из основных проблем воспитания является непомерно ранее и интенсивное обучение, завышенный уровень притязаний родителей, который не всегда соответствует возможностям детей. Показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже (соответственно, на 40% и 20%).
Родителям, относящимся к группе семей с высоким уровнем педагогической культуры, можно рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания, направленный на коррекцию модели семейных взаимодействий по параметру гибкости и оптимизацию личностно-творческого компонента педагогической культуры. Первое возможно при условии организации семейного клуба, в котором проводятся консультации специалистов, занятия по интересам родителей, демонстрируются приемы и методов совместной работы детей и взрослых в ходе работы над творческими проектами, экскурсий и праздников. Естественно, что проблематика заседаний семейного клуба и связанных с ним форм сотрудничества с родителями определяется на основе выявления интересов и запросов взрослых, но содержание занятий подбирается в соответствии с годовым циклом народных праздников, позволяющим осуществить действенное приобщение детей и взрослых к историческому и культурному прошлому и настоящему нашего Отечества.

Добавлено (24.05.2010, 00:32)
---------------------------------------------
Использование такого подхода к работе с семьями, относящимися к разному уровню семейной культуры, в науке принято называть топологическим. Топологический подход применяют тогда, когда учета потребностей и мотивов каждой конкретной семьи недостаточно для того, чтоб организовать эффективное взаимодействие с ее членами, научить их выделять и анализировать проблемы патриотического воспитания дошкольников, искать средства и пути разрешения проблемных ситуаций, изменять неадекватные педагогические установки, не позволяющие «продвигаться» вперед, использовать опыт самообразования и культуротворческой деятельности. Данный подход предполагает формирование системы мотивационных действий на каждом этапе сотрудничества детского сада и семьи – на этапе планирования, анализа и ориентировки в социальной и образовательной ситуации, организации совместной деятельности и контроля. При этом все направления педагогической поддержки семьи и методической работы в ДОУ и начальной школе направлены на то, чтобы способствовать формированию идентичности детей и родителей в процессе патриотического воспитания:
- формирование позитивного образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре;
- формирование преемственности между поколениями и присвоения себя к своей семье, народу, нации;
- воспитание социальных, нравственных и духовных чувств и представлений в процессе знакомства ребёнка с родной культурой;
- воспитание чувства сопричастности своей семьи и Родине в процессе становления гармоничного образа малой и большой Родины.
Естественно, что это требует не просто деятельного подхода к организации их взаимодействия, но и использования современных активных форм и методов обучения (анализа проблемных ситуаций, развивающих тренингов, работы в паре, ресурсного круга, обсуждений в группе и экспертной оценки и др.). Однако в «погоне» за эффективными методами и формами обучения, новейшими образовательными технологиями воспитывающие взрослые… забывают про самих детей. Потому что ориентируются на результат, в первую очередь, на обеспечение, как сейчас говорят, «равных стартовых условий для поступления ребенка в школу», на реализацию их прав на образование. Между тем, самое главное право, реализации которого от них ждут дети – это право на любовь. Если они будут знать и чувствовать, что их любят, это и будет самым главным условием сохранения русского мира. Как сказал один мальчик в ходе нашего опроса: «Меня любят мама и папа, и я люблю их. Они любят свою Родину – как я могу не любить ее?!». Однако современные взрослые не всегда помнят о том, что дети нуждаются в демонстрации, проявлении их любви, и не всегда учат их самим проявлять любовь и быть благодарными за любовь других. Это же самое касается и проявления любви к своей семье, к родной природе и культуре, опыта патриотического поведения. В связи с этим вспоминаются слова А.С. Макаренко о том, что между нравственными знаниями, патриотическими представлениями и патриотическим, нравственным поступком «находится канавка», которую надо наполнить образцами, различными способами патриотического и, в целом, нравственного поведения. Найти такую «канавку» и сделать ее святыней – это идеал народной педагогики, к которому должен стремиться опыт сотрудничества семьи и детского сада. Возможно, этому будет способствовать проведение мониторинга эффективности взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по проблеме патриотического воспитания и разработка соответствующих методических рекомендаций.

 
TimonaДата: Среда, 26.05.2010, 13:44 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Экология души раскрывается в научном фильме о смысле жизни:
http://www.balancetv.net/tv/969-vl-02-rus-yazik.html
 
Форум » Единство народов России » Круглый стол » Марафон "Здоровьесозидающие этнические традиции в семье" (Круглый стол)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Наш опрос
Друзья сайта
Познание основ
православной веры



Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz