Приоритетные ценности воспитания детей в современной семье - Русское жизнечувствие - Каталог статей - Приобщение к культуре

Воспитание души на традициях отечественной культуры

Меню сайта

Форма входа
Категории раздела
Скатерть-самобранка [46]
Русское жизнечувствие [12]
Поиск
Главная » Статьи » Русское жизнечувствие

Приоритетные ценности воспитания детей в современной семье
 
Воспитание ребёнка в семье - это сложный социально- педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Возможность воспитательного воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребёнку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. У детей есть такая черта - склонность к подражанию. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.
Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьи ёе воспитательных задач. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.
Опыт, приобретённый в семье, становится единственным критерием отношение ребёнка к окружающему миру, людям.
Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая неконфликтная семья – наиболее надёжная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.
Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях стало практически невозможно.
Уровень культуры семьи считается высоким, если в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, в семье есть эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребёнка.
Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
О нарушении или ненаршении данных принципов говорит афоризм известного специалиста в области семейной терапии к. Витакера, что «семья - это самое лучшее и самое худшее, что есть у человека».
Очень настораживает, что в наше время родительская авторитарность характерна для воспитания детей. Для родителей послушание ребенка главный аргумент воспитания. Примерно 35% отцов и 47% матерей считают, что физические наказания являются нормой в воспитании своих детей. Вследствие чего создается барьер эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье. Приказы, угрозы, нотации, запреты, негативные оценки, осуждение, высмеивание и пр. («Я сказал, будешь делать…», «Стань таким, как я хочу», «Решение принимаем только мы с папой» и т. т.), не заставят долго ждать результата. Следовательно, у детей возникает дефицит чувства собственного достоинства, неординарности, неуверенности, безынициативности, чувство вины, стыда и собственной малоценности, выраженной зависимостью от взрослого. Такой родитель не будет знать своего ребенка, его внутреннего мира: какой он, о чем думает, мечтает, что чувствует, что переживает. Около 50% родителей не осознают воспитательного смысла предоставления ребенку возможности почувствовать, что он услышан взрослым, что он имеет право на собственное мнение. Насколько ребенок эмоционально благополучен, зависит от эмоциональных отношений с взрослыми в семье. В связи с дефицитом эмоционального общения даже между одним из родителей, ребенку трудно понять, любим ли он, всегда любим или только когда хороший, когда заслужил. Это вызывает тревогу и ощущение эмоционального дискомфорта.
Интересно отметить, что на вопрос анкеты: «В каких совместных играх проходит ваше общение с ребенком дома?» 52% родителей ответили - настольных, 28% оставили вопрос без ответа, а 20% под игровым общением понимали различные виды занятий с детьми (рисование, знакомство с буквами, чтение книг). Дети 4-6 лет считают, что чаще всего играют с детьми матери, бабушки или сестры (братья). Но на вопрос, кто никогда не играет, 60% ответов, что это отцы.
Матери склонны больше опекать детей, физически их выращивать, заботясь, ухаживая, защищая, оберегая. Материнское влияние на ребенка состоит в ее экспрессивных и эмоциональных функциях, в передаче ребенку интимно-личностной информации, чувств, мыслей, настроений. Отец для дошкольника больший источник познаний о мире, труде, технике, он способствует ориентировке ребенка на создание социально полезных целей, так как он ориентирован на предоставление ребенку самостоятельности, свободы. Представьте, что ответственность, такое личностное качество отца, как ответственность, положительно влияет на детей того и другого пола, а если у матери, то формируется его у девочек.
К примеру, отстраненность отцов от воспитания и активного общения с дочерью, проходит через всю ее жизнь, как незавершенный детский конфликт с отцом, который она пытается решить с помощью навязчивой потребности завоевания холодного, похожего на дистантного папу, партнера. А доминантность и авторитарность матерей, особенно для мальчиков приводит их нередко к эмоциональной зависимости от матери во взрослом периоде жизни.
С другой стороны, самый большой удар – неполная семья. Она является тормозом процессов половой идентификации и дифференциации дошкольников. По данным Комитета по делам семьи и молодежи Москвы, ежегодно в столице распадается более 43 тыс. семейных союзов.
Отражаются отрицательные последствия ограниченности общения ребенка в неполной семье на его эмоциональное самочувствие и формирование черт характера. В неполной семье этот психологический вакуум не компенсируется никакими материальными или иными благами и носит невосполнимый характер. Преграды к свободному общению отцов и детей в неполной семье, образовавшейся после развода, оборачиваются психическими травмами для ребенка, способствуют зарождению у него чувства подавленности, агрессивности, недружелюбия.
Печальная статистика, в 4% случаев отец активно помогает в воспитании ребенка после развода, в 32% случаев ребенок лишь изредка встречается с родным отцом, в остальных случаях контакты прерываются.
Сформировался типичный стереотип, теплые отношения с женщиной имеют для мужчины особую ценность, а дети значат несравненно меньше, поэтому, когда жена уходит из его жизни, то вместе с ней исчезает и ребенок. Есть мнение, что современные мужчины более чадолюбивы, чем женщины. Отец из-за редких встреч с ребенком, превращается в «сюсюкающего добряка». Он потакает капризам, балует, задаривает ребенка, иначе говоря «покупает его любовь». В итоге мать, подчас искренне желая укрепить и обезопасить свою вновь зарождающуюся семью, отказывает родному отцу в контактах с сыном или дочерью и тем самым нередко провоцирует негативные реакции и травмирующие переживания ребенка.
Есть данные, что начиная с 25 лет, значительная часть невест имеет детей от предыдущего брака. Процент женщин с ребенком, вступающих в повторный брак в возрасте 25-29 лет, выше, чем бездетных. (Статистика населения с основами демографии./ Сост. Кильдишев Г. С. и др. – М., 1990)
С повторным браком матери ее эмоциональные контакты с ребенком имеют тенденцию ухудшаться. Она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда оказывается способной осознать это, увидеть душевные переживания ребенка, понять их природу.
В период образования нового супружеского союза ребенок, как правило, живет с бабушкой и дедушкой, а в дом своей матери приходит лишь «гостем». Чем дольше мать и ребенок жили в условиях неполной семьи, тем ощутимее для ребенка оказывается смещение внимания матери к новому супругу, а затем к ребенку от второго брака. Вот и получается, что межличностная напряженность в семейных отношениях передается ребенку через мать, и характер детских переживаний опосредован, в первую очередь, качеством эмоциональной связи в диаде «мать - ребенок». Поэтому матери, вступающей в повторный брак, важно осознать эмоциональную связь с ребенком как особый эмпатийный тип отношений с ним, проявляющийся в ее эмоциональной настроенности на состояние ребенка, важно научиться транслировать ему чувство оптимизма и уверенности, которое активизировало бы собственные конструктивные переживания ребенка.
Связь с матерью заключается:
1. в психологической поддержке ребенка в процессе проживания им периода адаптации к новой семейной ситуации;
2. в сближении ребенка с новым членом семьи - отчимом, их эмоциональной идентификации.
Вопрос: «Удовлетворены ли вы своей семейной жизнью?», до 35-40% отвечающих не дают утвердительного ответа на него. Риск эмоционального напряжения в межличностных семейных отношениях здесь не фантазия, а, скорее, реальность, в которой, заметим, живет и маленький ребенок. Задумываясь над ответом на поставленный вопрос,  думаю о главном: «Что надо сделать, и какую прививку нашему обществу, чтобы хотя бы 85% ответили – да».
Категория: Русское жизнечувствие | Добавил: 461119 (21.05.2009)
Просмотров: 1667 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Друзья сайта
Познание основ
православной веры



Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz