к.п.н. Микляева Н.В., МГПУ
Признание
своей «прилагательности» для русских людей означает не просто «смирение»,
которое наши современники воспринимают как христианскую «добродетель»
покорности и самоуничижения, обесценивания своего «Я». Напомним, что его аналог
- «Азъ» в церковно-славянском алфавите – первая, а не последняя
буква, в отличие от современного русского языка. Первая, потому что с нее
начинается мир – сначала как мир души, примирение с Богом. Если вглядеться в
него через призму церковнославянских текстов и древних славянских родственных
корней «мир» и «мера» (равновесие), то можно заместить, что слово «смирение»,
несет в себе иное значение, нежели только «уничижительная покорность».
«Смиритися» означает примириться с Богом, с ближним, а следовательно, обрести
равновесие, опору в жизни.
В этом отношении
показательна этимология слова «мир» - как мир Божий: Царство Небесное, включая
Небесные силы, и царство земное в их единстве. И как мiр – «житейское море», забывающее о Боге
в поисках жизненных наслаждений, создающее себе идолов вместо Бога. Между этими
мирами для русских всегда стоял выбор: быть с Богом или без Него. Середины для
себя мы не определяли, как это могли делать другие народы. Поэтому для русских
так важно было сформировать способы сохранения мира душевного и смирения перед
своим Господом как области, от которой зависит их бытие и движение истории –
судьба России.
В связи с этим в мирное
время на первый план выступала погруженность людей в годовой цикл Евангельских
событий, которые «переживались в русском жизнечувствии как бытиесозидающие
события».
Люди ощущали свою причастность к греху вместе с Апостолом Петром, переживали Распятие Христа
и воскресали вместе с ним.
В каждом
древе распятый Господь,
В
каждом колосе тело Христово,
И
молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
Анна Ахматова
Об этом замечательно пишет в своих
произведениях Иван Шмелев, в своем дневнике – праведный Иоанн Кронштадский. Эта
особенность русских – быть одновременно сразу в нескольких временных
пространствах, способность существовать в параллельном мире тоже составляет
характерную особенность нации.
На это указывает даже особый род
топонимов – агиотопоним. Такие топонимы давались по названию церкви, собора,
монастыря в той или иной местности.
Ферапонтово
В потемневших
лучах горизонта
Я смотрел на
окрестности те,
Где узрела душа
Ферапонта
Что-то Божье в
земной красоте.
И однажды
возникли из грезы,
Из молящейся
этой души,
Как трава, как
вода, как березы,
Диво дивное в
русской глуши!
…
Неподвижно стояли
деревья,
И ромашки белели
во мгле,
И казалась мне
эта деревня
Чем-то самым
святым на земле...
Николай
Рубцов
Такие места, в свою очередь, назывались
в честь памяти Святого или Праздника, изображающего событие из земной жизни
Господа или Пресвятой Богородицы. Например, на географической карте
Велико-Русской равнины встречаются следующие названия:
- Рождество
Христово (7 ян.) - Рождественское,
Крещение (Богоявление) (19 ян.)
- Богоявленское, Сретение
(15 фев.): – Сретенка, Преображение (19 ав.)
- Преображенск, Пасха (переходящий
праздник) - Воскресенск, Воскресенское, Вознесение (переходящий праздник)
- Вознесенское, Пятидесятница (переходящий
праздник) - Троицк, Троицкое и
др.;
- Рождество
Богородицы (21 сен.) - Богород(и)цкое,
Введение во храм Богородицы (4 дек.) - Введенское,
Благовещение (7 апр.) - Благовещенск, Успение (28 авг.)
– Успенское, праздник Покрова
(14 окт.) - Покров, Покровское;
- в честь святых:
Архангельское, Михайловское, Сергиев Посад, Никольское, Ильинское и др.
Конечно, дело здесь не в пылком
воображении и мечтательности, котором наделены представители русского народа.
Скорее, это умение воспринимать, чувствовать историческое время как …
пространство личного бытия.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Сергей
Есенин
Так же мы склонны воспринимать не только
события Евангелия, но и исторические события, связанные с прошлым, настоящем и
будущем России. Поэтому недаром не только фольклор, но и народный календарь с
годовым циклом народных праздников и с памятными датами истории с рождения
входят в жизнь ребенка и опосредуют многие события его жизни, преломляя их в
традициях русского жизнечувствия. Поэтому многими исследователями (М.Ю.Новицкой
и др.) они признаются важнейшими средствами приобщения детей к истокам русской
народной культуры и системе связанных с ней ценностей.
Для взрослого такой синтез личной и
общественной истории – отдельный феномен жизнечувствия. Мы спорим о своем
прошлом и с прошлым России так, как будто оно – живое, как будто можем
одновременно общаться с его персонажами и героями. Мы можем равно как вставать
на сторону фельдмаршала Кутузова, обсуждая взятие Москвы французами, так
и осуждать действия маршала Ворошилова, пытающегося при защите Ленинграда
противостоять хорошо вооруженным немецким войскам с помощью конницы. И самое
важное здесь будет даже не в восстановлении исторической правды или вынесении
оценки о правильности или неправильности действий людей, определяющих судьбу
России. Важнее для русских людей будет момент их прикосновения к своей истории
и … соучастия в ней – на уровне перекреста личного и общественного бытия. Как
будто мы можем изменить что-то в истории своим отношением к ней. Как будто
можем повернуть реку жизни вспять.
Иногда – в поворотные моменты жизни –
это впечатление усиливается «накладыванием» прошлого и будущего на настоящее в
судьбе одного человека. Например, некоторые моменты жизни – свадьба и рождение
ребенка – в традиционной культуре сопровождаются такими обрядовыми
куклами-перевертышами, как «Девка-Баба»
или «Мальчик-Дед». Действия с такой куклой представляют историю жизни человека
на примере женской или мужской судьбы. Так, кукла, изображающая озорную
девчонку с косичками, превращается в невесту-ангела, молящую Бога о своем
суженом, а при перевороте «вверх ногами» «пропадает» под нижней юбкой другой
половины куклы и становится женщиной – бабой с привязанными к младенцу
руками-крыльями. Такие куклы являются, скорее, знаками-символами, чем
игрушками. Символами, которые свидетельствуют: «Время изменений – сейчас! Учись
принимать их со светлой надеждой на будущее, но мудро и спокойно».
С другой стороны, в русском
жизнечувствии нет ощущения трагичности и страха перед переменами. У нас все
время меняется погода и времена года – мы к этому привыкли. Засеваем, ухаживаем
за урожаем, собираем – и терпеливо ждем, когда проснется земля, до начала
нового цикла. Мы привыкли каждый год начинать «все сначала». Это характерно не
только для трудовых будней и культуры отдыха русских, но и для культуры нашего
общения: эмоциональные и экспрессивные, только вчера соседи по дачному участку
были «врагами на всю жизнь» - сегодня сели, вместе выпили, да еще и подрались –
стали лучшими друзьями. Только что муж с женой ругались, как «кошка с собакой»
- но случилось какая беда с ребенком – всех объединила – и снова жизнь
начинается «с чистого листа». Это умение прощать, стирать из памяти все плохое
(иногда и хорошее) – тоже наша национальная особенность. Связана она с умением
и готовностью жить так, как велит сердце, а не разум.
Осознавая эту особенность, иностранцы в
качестве важнейшей особенности русских называют эмоциональность и душевность,
умение «быстро сходиться», находить общий язык друг с другом, добросердечность
и гостеприимство. Это не означает, что между нами не может быть непонимания и
недоразумений, конфликтов и ссор, междоусобиц.
Тебя обманутую, жалко, дорогую,
Тебя, отпетую в который раз,
Раздетую, разутую, глухую и немую,
Стреляют, мучают, кидают в грязь…
Святая Русь не вынесла удела
И разрешилась бременем скорбей,
Акафистом любви себя отпела
За веру, за отечество, царей…
Василий
Росляков
Этот феномен другого рода: у русских
есть способность «вспоминать себя», свою сущность, - и восстанавливаться,
общаясь «душа с душой», чувствуя духовное родство на уровне отношений «братьев»
и «сестер»…
Нет, я не знаю,
кто живет теперь
в тех комнатах,
где жили мы с тобою,
кто вечером
стучится в ту же дверь,
кто синеватых не
сменил обоев -
тех самых,
выбранных давным-давно...
Я их узнала с
улицы в окно.
Но этих окон
праздничный уют
такой забытый
свет в сознанье будит,
что верится: там
добрые живут,
хорошие,
приветливые люди…
Но если вдруг
такой наступит день -
тишайший снег и
сумерек мерцанье,
и станет жечь,
нагнав меня везде,
блаженное одно
воспоминанье,
и я не справлюсь
с ним и, постучав,
приду в мой дом
и встану на пороге,
спрошу... Ну,
там спрошу: "Который час?"
или:
"Воды", как на войне в дороге,-
то вы приход не
осуждайте мой,
ответьте мне
доверьем и участьем:
ведь я пришла
сюда к себе домой
и помню все и
верю в наше счастье...
Ольга Берггольц
Это
умение «постучаться в дом чужой души», как в свой дом, может показаться
бесцеремонностью, неумением вести себя в приличном обществе. Нас часто обвиняют
в этом иностранцы. Только они не знают и не понимают главного: мы не стремимся
быть при-личными. Более того, русским претит «надевать личину», претворяться
не-собой. Так, когда началась перестройка, было неприятно наблюдать сцены в
метро и в автобусах, когда сердитые и обиженные на жизнь пожилые люди – «старики и старушки» -
требовали от «молодых и зеленых» - «поколения «пепси»» - уступить себе место в
метро, потому что «те должны быть
благодарными за победу в войне» и, конечно, культурными. Вроде бы все
правильно: это в традициях нашей культуры – уважение к старшим как долг, как
восстановление справедливости. Только никто вокруг не мог понять, почему же
молодежь все-таки не уступает место? Потому что наглая и самоуверенная? Как
молодежь в любой стране – конечно. Тем более, живущая не просто в культурном, а
в цивилизованном обществе, где «каждый - сам за себя». Однако проблема лежала
глубже.
Один раз, наблюдая такую сцену, я
вдруг обнаружила, что молодой человек в ответ на притязания бабушки, просто
ответил: «Я так устал, что падаю с ног! Мне просто нужно немного посидеть! Я
сейчас посижу немного, а потом вам уступлю. Ладно?» - и все вокруг изумленно
застыли и вдруг осознали и поверили, что это действительно так. Более того,
кто-то уступил бабушке место рядом, а она села и еще несколько остановок потом
ворчала на «неблагодарную молодежь».
Вот в этом и был весь смысл
происходящего. Обида и злость на происходящее в стране, в том числе, на свою
судьбу и неумение смириться с ней провоцировали такие конфликты в общественном
транспорте достаточно часто. В то же время, было поразительно наблюдать, как те
же «неблагодарные молодые люди» уступали место тем, кто мог им просто
улыбнуться и ласково назвать: «Сынок!» Так одна душа добром отзывалась на
незримое добро, и злом – на незримое зло в душе другого человека.
Наверное, урок, который мы все
проходили в то время и сейчас снова повторяем его, как пройденное – это
готовность восстановить связь между поколениями – как между временем, в котором
живет Россия – между душой одного человека и душой другого.
Молитву,
Боже, подай всем людям.
Мы
так немудры, а - всех мы судим.
В
нас нет молитвы и нет виденья,
Нет
удивленья и нет прощенья.
Нас
неба мудрость найти не может,
И
наша скудость нас мучит, Боже…
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий –
Прости нас, Боже, Твои мы дети!
Святитель Иоанн
Шаховской
Никто не говорит, что это легко,
но это – дар, который Бог дал русским, поэтому не нужно его терять. Им нужно
пользоваться.
И
нам сочувствие дается,
Как
нам дается благодать...
Ф.И.Тютчев
Сочувствие
предполагает умение взглянуть на ситуацию чужими глазами и понять его,
способность сопереживать другому. Эту способность русских отмечали многие
поэты. Они видели в нем особенную душевность – умение смотреть на все
«сердечными очами». Поэты, умеющие делать это сами, проходили через сердце
народа – оставались в нем, оживая в народных песнях. Так, например, случилось
со многими стихами Сергея Есенина и Владимира Высоцкого. С другой стороны,
умение видеть сердцем часто противостоит у нас в сознании умению поступать
рассудочно и осторожно - так, как велит разум. Это не всегда позволяет сделать
прогноз развития нашего общества и страны в целом.
Правда,
это нелегко сделать не только нам. Как сказал однажды Бисмарк: «Никогда ничего не замышляйте против России,
потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой
глупостью». И добавил: «Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять».
В качестве таких «глупостей» иностранцы рассматривали многие действия наших
талантливых полководцев: просто потому, что не могли их предугадать. Например, генерал
Жан Серюрье упрекал фельдмаршала Суворова в том, что его теория войны – «теория
невозможного». Суворов ответил ему, что «все мы, русские, такие: хотим невозможного». Более того, умение
совершать невозможное было им неоднократно продемонстрировано. Например, во время последнего военного похода Суворова
- четырех месяцев марш-бросков и сражений в Северной Италии в апреле-августе
1799 года - 70-летний полководец скакал верхом, лично останавливал дрогнувшие
батальоны и увлекал за собой в контратаки. В итоге наши победили во всех
крупных сражениях, наголову разбив и обратив в бегство две французские армии,
загнав их остатки в Генуэзские горы. И тут, опасаясь усиления влияния России и
разгрома французской республики, союзники добились удаления русской армии в
Швейцарию.
Иностранцы не могли и не могут понять и другого
свойства русской души и жизнечувствия, объединяющего в себе одновременно
сердечные веления и логические умозаключения – «русского томления» о справедливом мироустройстве и
правдоискательства. Так, мы согласны терпеть глупость как «русскую
беду», о которой говорил Н.В.Гоголь, но несправедливость – не в состоянии. Даже если у нас все может быть хорошо, более того, страна
будет находиться на пике социального и
экономического развития, но все это будет видеться в черном свете, если русские
будут считать это достигнутым ценой лжи и предательства, подлости. «Бог
накажет», - скажут они. И спокойствие такого «мирного» времени будет
относительным: это затишье перед бурей.
Как в будущем прошлое тлеет,
Так в прошлом будущее зреет.
Марина
Цветаева
В этом случае мы склонны отказываться от настоящего, не принимать
его. Не жить и не чувствовать в нем. «Застревать»
в прошлом или уходить в будущее, «убегать в него».
Зашумит
ли клеверное поле,
заскрипят
ли сосны на ветру,
я
замру, прислушаюсь и вспомню,
что
и я когда-нибудь умру…
Я
забыл, казалось, все, что помнил,
но
запомнил все, что я забыл.
Евгений Евтушенко
По этому поводу много говорят о том, что русский народ «долго и
тяжело раскачивается», социально пассивен и склонен не верить власти и слишком
долго терпеть как социальные неурядицы, так и политические катаклизмы.
Ему даже приписывают «женскую», пассивную природу и склонность впадать в
депрессию и отчаяние. Мол, власти мы не верим, в законы – тоже, а без них жить
хорошо, то есть правильно, невозможно. Только люди, которые так говорят и
рассуждают, забывают о том, что мы живем не по правилам, а по совести – так,
как мы чувствуем правду или ощущаем, что теряем ее.
У нас правда – это
откликнуться на зов о помощи, хотя «дома – семеро по лавкам» и «своих бед
хватает». Правда в том, что мы не можем «оставаться в стороне» - правда,
требующая выполнения заповеди о любви к
ближнему. Так, мы
практически всегда – на протяжении нашей истории, с трудом решая ее катаклизмы
и всякий раз нарушая прогнозы зарубежных наблюдателей – пытаемся одновременно
кому-нибудь помочь или кого-нибудь спасти. Пусть это обусловлено – на уровне
государственных решений – социально-экономическими и военно-политическими
интересами России, но на уровне «простого народа» это будет воспринимается как
общественная миссия: помочь братьям-славянам, освободить от ига, заступиться за
обиженного и т.д. Заметим, что даже знаменитые походы Ивана Грозного имели
своей целью не расширение территории государства, а освобождение от плена свыше
100.000 православных христиан, которые были захвачены на русских землях и
уведены в плен, находясь в чужой стране на положении рабов.
Как ни
странно, но другие страны всегда признавали за нами это право – право «быть
удерживающими» или восстанавливать справедливость в ходе противостояния
интересов разных геополитических сил. Так, канцлер Российской империи при Павле
и фактический глава российской внешней политики при Екатерине Великой, князь
А.А. Безбородко перед самой смертью сказал начинающим дипломатам: «Не знаю, как
при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения
выстрелить не смела!» Россия
всегда выполняла эти функции гениально-интуитивно на протяжении всей своей
истории: как «удерживающая» в мире баланс сил христианства и ислама, коммунизма
и либерализма, индивидуализма и глобализма и т.д. Все попытки «развалить» ее
заканчивались неудачей, потому что «удерживалась» Россия даже во время
социальных потрясений и бурь за свои духовно-нравственные основы – за ценности
православия.
Правда, она могла и
бездействовать, думая, что таким образом она не участвует во зле, отстраняется
от него. Однако душа русского народа сохранялась благодаря тем людям, которые
брали на себя ответственность за отношения с Богом, за сохранение чистоты духа.
К таким проявлениям самопожертвования можно отнести исповедничество русских
князей в Орде, письма из заточения патриарха Гермогена, мученическую смерть
Императорской семьи, отказ от предательства и предпочтение креста – жизни наших
ребят, попавших в плен к чеченским бандитам.
Кстати, в этом отношении
очень интересно проследить в системе пространственных координат расположение
букв-цифр церковнославянского алфавита в «дореформенных» - дореволюционных - учебниках русского языка.
Весь алфавит там размещается на окружности, внутри которой расположены
следующие буквы: «Червь»
в значении «человек» и «Цы» - «царство
Божие» - по горизонтали, как дороги, справа и слева от вертикали, состоящей из
букв «Омега»
и «Херъ» -
друг под другом. Символика достаточно проста: на пути
своей жизни каждый из нас встречается с Богом и дьяволом – и выбирает между
крестом и жизнью без креста, как между жизнью и ее концом-смертью – и от этого
выбора зависит его будущее.
Когда-нибудь
ужасной будет ночь,
И мне навстречу
злобно и обидно
Такой буран
засвищет, что невмочь,
Что станет свету
белого не видно!
Но я пойду! Я
знаю наперед,
Что счастлив
тот, хоть с ног его сбивает,
Кто все пройдет,
когда душа ведет,
И выше счастья в
жизни не бывает!
Николай Рубцов
Однако если этот выбор совпадает с
историческим выбором России, то человек волей-неволей становится или
национальным героем, или палачом. Эта способность относится к категории
духовных способностей, как пишет В.Д.Шадриков, и отражает состояние уже не
просто русского жизнечувствия, а состояние русского духа в тот или иной момент
истории России. Духа, который может быть угнетенным и надломленным, равнодушным
к соприкосновению с чужой душой и не способным к прозрению будущего – ее и
своего. Духа, который может быть пламенным и жертвенным, всечеловеческим в
обнимающем все единстве душ и потому – близким к Богу. И что интересно: в
русской истории очень редко наблюдались литические, медленно подготавливающие и
спокойные периоды перехода от одного состояния духа к другому. Напротив, у нас
в самые страшные минуты отчаяния, упадка народного духа вдруг словно какая-то
волна поднимала людей из этой пропасти и выносила наверх – именно тогда
проявлялось все величие русского духа и его благородства, готовность к подвигу
и самопожертвованию, когда обстоятельства были против нас, когда жизнь и смерть
становились одинаково невыносимыми и, казалось бы, равноценными по своей
обесцененности. Потому что эта способность сочувствия и сопричастности душе и
судьбе другого превращалась, трансформировалась в эти моменты истории в
сопричастность судьбе России. В православии эта способность носит названия
«крестоношения». Это – обратная, вторая сторона «медали», которая связана с
признанием себя как народа-богоносца. Это же объясняет необыкновенное терпение
и смирение русских не в минуты, а годы испытаний, растянувшиеся, как хронический
кризис, на жизни целых поколений…
В таком состоянии мы находимся и
сегодня. Многие называют его агрессивно-депрессивным, но это – кажущаяся
видимость: это только внешнее проявление колебания и неуверенности духа новой
плеяды россиян - представителей прошлого, настоящего и будущего современной,
новой, все еще меняющейся России - еще не сделавшего выбор «своего креста» на
перекресте времени и потому не имеющих внутреннего права двигаться дальше.
Такое случалось с нами и раньше: вспомните разобщенность русских земель в
период жизни преподобного Сергия Радонежского и вдруг – яркое и отчетливое,
сплачивающее всех осознание необходимости свержения татаро-монгольского ига
ради самосохранения себя и как нации, и как государства. Или знаменитое
«смутное время»? Помня и предугадывая такие времена в будущем, народ
закрепил в
культуре свои знаки-символы, напоминающие о «духовных якорях» во время
исторических бурь и «среди волн житейского моря».
Например, у нас есть особые, только в России существующие, шатровые
храмы. Как утверждает Егор Холмогоров, такой храм меньше всего предназначен для
молитвы внутри него: молятся на
него, находясь снаружи. Это храм-знак,
храм-символ, организующий
природное пространство вокруг, входящий
в жизнь каждого человека и обозначающий видимым образом невидимое присутствие
Творца и Его храма. Таким храмом является храм Покрова на Рву,
который служил только алтарем, а престолом для храма была вся Красная площадь.
Поэтому все люди, находящиеся на ней, таинственно участвовали в совершении
богослужения, в соединении Земли и Неба. Таким шатровым комплексом является
один из величайших шедевров архитектуры – Новый Иерусалим, который
восстанавливается сейчас благодаря поддержке правительства и лично - Владимира
Путина.
Другой храм - храм Покрова на Нерли – кажется стоящим одиноко,
как свечка, посреди бескрайнего поля.
Он полностью развернут вовне — в него практически невозможно зайти, да и
кажется ненужным это делать. Он не столько приглашает на богослужение, сколько
напоминает о Божием присутствии в мире и является храмом-знаменем, объединяющем
вокруг себя людей. Эти храмы воплощают идеи русского жизнечувствия, которые
можно сформулировать, проанализировав традиции, заложенные преподобным Иосифом
Волоцким. Так, одной из важных
традиций, является «обращенность к Горнему миру» и стремление следовать к нему
– обращаться как к смыслу, заложенному всей историей России, в сознание русских
и нерусских людей, живущих на ее территории. Это следование подчеркивает роль
созданных людьми обстоятельств в поисках и обретении смысла жизни каждого из
нас, в формировании ценности отношений и общения с другими людьми – «ближними»
на этом пути.
http://www.polemics.ru/articles/?articleID=3868&hideText=0&itemPage=1
И.Ильин в комментариях к
книге В.Шубарта так ответил на вопрос, отчего русские "не любили"
заниматься государством: "От своей религиозности: мiром правит Бог, чего
еще человеку командовать"? //
http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r350r040202154532
Егор Холмогоров Лествица в Небо. Иосифлянство и русская архитектура //
http://www.rus-obr.ru/idea/4583
|