Организация работы семейного клуба на базе детского сада - Скатерть-самобранка - Каталог статей - Приобщение к культуре

Воспитание души на традициях отечественной культуры

Меню сайта

Форма входа
Категории раздела
Скатерть-самобранка [46]
Русское жизнечувствие [12]
Поиск
Главная » Статьи » Скатерть-самобранка

Организация работы семейного клуба на базе детского сада
Создание семейного клуба для родителей, объединенных проблемой патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста – это возможность в дружеской атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи разобраться в проблемах формирования семейного быта и взаимоотношений, основываясь на традициях народной культуры, комплексного решения задач формирования патриотических представлений, воспитания патриотических чувств и поведения в процессе активного взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов. Кроме того, семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми и их воспитания вообще, расширить социальные контакты семьи с помощью ее включения в совместные игры и чаепития детей и взрослых, детско-родительских занятий, «издание» семейных газет, разновозрастные творческие мастерские, конкурсы, семейные викторины и соревнования и др.
При этом следует учесть, что сами по себе данные мероприятия не могут решить всех задач, ради которых создается Семейный клуб. Для того, чтобы данные задачи решались комплексно, их нужно сначала выстроить в определенную последовательность, подобрать эффективные формы работы с родителями и детьми.
На наш взгляд, начинать создавать семейный клуб нужно с коллективных игр, в которых участвуют и дети, и взрослые. Например, с игр "Давай познакомимся", «Золотые ворота» и др. Данные игры, как и все остальные народные игры, знакомят детей и взрослых с историей народа, его традициями и укладом жизни, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Это связано с сильным образным началом таких игр и динамичностью создаваемого образа. Так, игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям — убежать от него, а в игре «Коршун и наседка» требуется действовать наоборот: коршуну нужно утащить цыпленка, а курице — защищать своего цыпленка. Это сближает народные игры с творческой детской игрой, где дети и взрослые, участвующие в их воспитании, могут моделировать такие же ситуации, но там они быстро исчезают под наплывом новых впечатлений, а в описываемых нами играх события принимают устойчивую форму, способствуя формированию определенной жизненной позиции и стратегии детского поведения в соответствии с ценностями, свойственными для традиционной культуры: ценностями Добра, Истины и Красоты. Поэтому не удивительно, что народные подвижные и, особенно, хороводные, игры любят использовать в своей работе как воспитатели и учителя, так и специалисты: педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и педагоги-психологи. С другой стороны, эта активность приводит к тому, что родители, принимавшие участие в обыгрывании данных игр, легко включаются в сотрудничество с педагогами, принимают активное, а не пассивное участие в проведении фольклорных праздников и досугов.
Кроме совместных игр и досугов, родителей в рамках работы семейного клуба активно привлекают к совместной продуктивной и творческой деятельности вместе с детьми. При этом сначала используются разнообразные игровые упражнения, способствующие формированию эмоциональной направленности детей и родителей друг на друга, умений, связанным с активным слушанием и налаживанием взаимопонимания в процессе совместной деятельности. Например, для этого проводится игра "Рукавички". Для нее нужны вырезанные из бумаги «рукавички» с не закрашенным узором, количество которых должно соответствовать количеству пар детей и их родителей. Каждому ребёнку даётся рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с таким же узором. Когда каждая пара рукавичек встретится, дети и взрослые должны как можно быстрее договориться и раскрасить одинаково рукавички, причём им даётся только три карандаша или краски разного цвета.
Пример другой похожей игры – игра "Мастер и подмастерья". Дети и взрослые делятся на подгруппы по три-четыре человека, где один – мастер (чаще всего, ребенок), остальные - подмастерья. Ведущий говорит: "В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую декоративную аппликацию, посвященную народам разных стран. В нем принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер выбирает образец декоративной аппликации и распределяет обязанности: один должен порезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги". После того как работы готовы, устраивается выставка.
Кроме того, способствовать объединению детей и родителей будет ежемесячное планирование в рамках работы Семейного клуба таких мероприятий, как
• «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;
• занятия в кружке по составлению родословной и семейных фотоальбомов, коллекций;
• блиц-игры для семей воспитанников, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа;
• досуговые вечера для детей и родителей, посвященные празднованию народных праздников и т.п.
Постепенно, приобретая опыт совместного времяпровождения и деятельности, дети и взрослые включаются в проведение специальных занятий в рамках заседаний семейного клуба.
Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены
• на индивидуальную работу с родителем или с его ребенком,
• индивидуальную работу с родителем и его ребенком (мини-группа),
• групповую работу с родителями,
• групповую работу с родителями и их детьми.
Предпочтение отдается коллективным формам работы, организации творческих мастерских.
Кроме того, вслед за организацией подобных творческих мастерских в опыте работы семейного клуба может быть использована практика осуществления КТД – коллективных творческих дел. Ее достоинствами являются осознание целей патриотического воспитания как единых для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества с родителями воспитанников (учеников), организация заинтересованного делового общения коллег, которое является важной предпосылкой для личного, игрового и духовного общения, разделение труда в процессе выполнения коллективного дела, делегирование полномочий и осуществление самоконтроля процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Например, в качестве такого коллективного дела может быть организация благотворительной ярмарки, кукольного спектакля для воспитанников детского дома, конкурса народной песни для дома престарелых и т.д. И дело тут даже не в том, чтобы нашелся повод для объединения педагогов, а в том, чтобы этот повод был нравственным, ведь патриотическое воспитание, которому посвятили себя педагоги – категория нравственного порядка. Она не терпит лжи. Поэтому нельзя воспитать детей нравственными людьми, патриотами, любящими свою семью, людей и природу, если сам не придерживаешься такой же линии поведения.
Категория: Скатерть-самобранка | Добавил: Кафедра (06.05.2009)
Просмотров: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Друзья сайта
Познание основ
православной веры



Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz