|
Англичане
1. Внешний вид
Мужчины в шляпах-котелках, в костюмах в
мелкую полоску, с газетой подмышкой и большим сложенным зонтом; женщины в
жакетах цвета овсянки, выглаженных или измятых, в длинных прямых бежевых юбках –
вот наиболее популярный образ англичан.
У них свой собственный стиль, который
можно охарактеризовать как строгий, практичный, безжизненный. Нация слишком
серьезная, чтобы носить яркие цвета, одежду вольного стиля.
Типичный англичанин – крепкий,
дородный мужчина средних лет, он часто носит жилет с изображением национального
флага. Это Джон Булль, литературный персонаж, созданный, чтобы воплотить
все черты англичан.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Ни для кого
не является секретом, что для того, чтобы научиться общаться с жителями
какой-либо страны, нужно понимать особенности их национального характера. Однако некоторые сомневаются в том, что
такое явление, как национальный характер, действительно существует и считают,
что есть лишь стереотипы – устойчивые
представления о том, каким является человек или вещь определенного типа. Этот
набор представлений ошибочно считается применимым ко всем случаям.
У каждой
нации есть своя репутация. Вот некоторые стереотипы об англоговорящих народах: англичанах
и американцах. |
2.
Характер
Характер англичан считается наиболее
противоречивым и парадоксальным из всех европейских наций. Англичанам приписывают высокомерие,
снобизм, отстраненность, лицемерие, необщительность, сдержанность.
Географическое положение страны сыграло свою
роль в формировании английского национального характера. Островное положение
страны сформировало «островное» мышление англичан. Для европейцев эта
замкнутость ассоциируется со снобизмом.
Обычно
англичане смотрят на иностранцев свысока, с легким презрением. Подтверждения
этого можно найти в их газетах и фильмах. Об этом свидетельствует нежелание
англичан изучать иностранные языки. Можно прийти к выводу, что англичанам в
некоторой степени свойственна ксенофобия, нелюбовь ко всему иностранному и что
они чувствуют свое превосходство по отношению к иностранцам.
Островное
мышление англичан проявляется в их патриотизме, который иногда достигает
гипертрофированной формы ура-патриотизма.
Еще одно проявление островного мышления
– любовь англичан к своему дому, что отражает старая поговорка «дом англичанина
– крепость». Некоторые люди считают, что такое отношение к дому помогает
англичанам скрывать свои чувства. Известно,
что англичане очень вежливы. В Англии невозможно переусердствовать, говоря
«спасибо» и «пожалуйста». Возможно, это единственная страна в мире, где должен
извиняться тот, кому наступили на ногу. Англичане
скрывают отрицательные эмоции и чувства и, как правило, не выражают их открыто
и непринужденно. Это накладывает отпечаток на образ общения: англичанам очень
трудно говорить с ярко выраженными эмоциями и жестикуляцией. Стиль
общения в целом довольно прохладный и официальный. Рукопожатия
не очень дружественные. Британская пунктуальность может быть связана с этой
официальностью, но также и с уважением и вниманием к другим людям, что помогает избегать
затруднительных ситуаций в общении. В британском обществе с его любовью к иерархии и
чувством почтения классы играют важную
роль. Британцы каждому отводят свое место в социальной структуре общества.
В целом, англичане скромны и приятны в общении. |
Англичане умны и сообразительны, они
любят размышлять. Их любимыми занятиями являются чтение, садоводство и исследовательская работа.
Англичане гордятся своими традициями, вот
почему невозможно представить эту нацию без чаепития в 5 часов, когда за чашкой
чая с печеньем ведется задушевная беседа с близкими.
Англичане
любят посплетничать и поделиться своим мнением с другими. Беседа тоже является
одним из типичных занятий англичан.
Англичане увлекаются спортом. Гольф, крикет, футбол и регби –самые
популярные национальные виды спорта, а охота
на лис и бега ассоциируются с высшим классом.
Англичане любят азартные игры. Все больше англичан стало увлекаться карточными
играми, появляются специальные заведения (открывать клубы – тоже типично
английское занятие), где можно читать, играть в карты и, наконец, общаться.
Заботиться о животных и природе – тоже
популярное занятие и все больше молодых людей им увлечены. Все эти занятия и увлечения нацелены на развитие
собственных навыков и умений, на помощь другим и общение.
Сдержанность англичан видна и в их
отношении к месту, в котором они живут. Типичный английский дом – это смешение
всех стилей, к примеру, стиля времен Елизаветы I и Тюдоров или эпохи короля Якова I. Последний отличается прямыми линиями и богатой резьбой; креслами с
высокими спинками и жёсткими сиденьями и подлокотниками. Фасады домов
деревянные, облицованы штукатуркой с каменной крошкой, кладка кирпича «в ёлку»
и обшивка досками внакрой. Крыши, в основном, черепичные, а не шиферные,
дымовые трубы часто сложной конструкции.
Комнаты в доме не просто помещения, а специальное место, где хозяин дома
отдыхает и посвящает время себе. |
Янки – это слово часто ассоциируют с
американцами и их национальным характером, однако у этого термина несколько
значений:
1) все американцы (с точки зрения людей
за пределами Соединенных Штатов);
2) жители американского Севера (в
глазах жителей Юга)
3) жители Новой Англии (в глазах
жителей американского Севера);
4) жители штата Коннектикут (в глазах
жителей Новой Англии), которые с готовностью называют себя янки.
Во многих европейских странах,
особенно в Соединенном Королевстве, американцев считают
·
дерзкими, наглыми, нахальными;
·
невежественными («Вы из
Уэльса? В каком это штате?»);
·
самодовольными;
·
тучными.
Американской нации в целом приписывают несколько общих черт.
§
Патриотизм – граничащая
с религиозной вера в свою государственную систему, которую они считают самой
лучшей в мире. На вопрос, чем именно они больше всего гордятся, они отвечают,
что это их государственные и политические институты.
Национальные флаги развешаны повсюду.
Каждый день в школе начинается с поднятия флага и исполнения национального
гимна. В США большое количество патриотических песен, например, «Боже, храни
Америку», «Америка прекрасная», «Старый великий флаг» и др.
§
Для американцев классовая принадлежность не
имеет значения. Американцы не считают, что их личные интересы совпадают с
интересами конкретного класса. Например, рабочий не противопоставляет свои интересы
интересам владельца предприятия.
Политические
взгляды американцев больше всего зависят от их семейных традиций.
§
Американцев
не интересует история, считается, что они живут в настоящем и думают о
будущем. Их не интересует культура других стран, только своя собственная.
§
Американцы
очень ценят индивидуальность и неприкосновенность личности. Они считают,
что ответственны за свои намерения, выбор и судьбу.
§
Право
на неприкосновенность личности, на личное мнение повсеместно соблюдается в
Соединенных Штатах. С самых ранних лет американских детей поощряют делать собственный
выбор. Двухлетних детей могут спросить, хотят ли они сидеть рядом с мамой или
папой.
§
В
школе ученикам демонстрируют разные точки зрения на один вопрос. Их отправляют
в библиотеку, чтобы они самостоятельно изучили противоречивый материал и
сделали собственные выводы.
Американцы очень искренние, доверчивые, оптимистичные.
Они не связаны традициями. |
Образ жизни. Типичный дом
Обычно площадь дома в США составляет 200-250 кв. метров. В
нем три-четыре спальни, 2-3 ванные. Размер «хозяйской» спальни – около 20-25 кв. метров,
остальные обычно меньше – от 10 до 15 кв. метров.
Есть гостиная, столовая и кухня. В современных домах они часто
совмещены и представляют собой открытое пространство от 40 до 60 кв. метров. В
подвале располагается спортзал или бар.
Невозможно представить американца без машины. У каждого достигшего
совершеннолетия непременно должна быть машина.
Молодежь стремится уехать из родительского дома сразу после окончания
школы. У нее есть такая возможность, так как все университеты и колледжи
предоставляют общежитие.
|
1. Можно ли однозначно утверждать, что национальные стереотипы мешают народному единству? или напротив, способствуют ему? 2. В чем заключаются национальные стереотипы относительно характера и поведения русских и россиян вообще?
Организационный комитет интернет-марафона
|
Особенности
русского национального характера
как основы
для воспитания ребенка
Н.Н.
Деревенцева,
студентка
факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ
«К числу первичных свойств
русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силою
воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее — свобода духа..»
- писал Н.О. Лосский.
В общественной жизни свободолюбие
русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства... В
числе многих парадоксов русской жизни один из самых замечательных тот, что
политически Россия была абсолютною монархиею, а в общественной жизни в ней была
бытовая демократия, более свободная, чем в Западной Европе. Немецкий
исследователь начала XX века В. Шубарт пишет: «...среди европейцев бедный
никогда не смотрит на богатого без зависти, среди русских богатый часто смотрит
на бедного со стыдом. В русском живо чувство, что собственность владеет нами, а
не мы ею... что в богатстве задыхается духовная свобода...» Презрение к
мещанству — в высшей степени характерная черта русского общества, именно
презрение к буржуазной сосредоточенности на собственности, на земных благах, на
том, чтобы «жить как все», иметь хорошую обстановку, платье,
квартиру...
Русский бытовой демократизм
содействовал обилию стипендий и помощи бедным студентам со стороны обществ при
университетах. Поэтому русская интеллигенция была внесословною и
внеклассовою».
Характерными чертами русского народа
являются также признание высокой ценности каждой личности, которое проистекает
из искания абсолютного добра, и повышенный интерес к социальной справедливости.
Из этого корня развилось народничество. Оно возникло в XIX веке в среде
интеллигенции и состояло в самоотверженном служении народу. Однако эта любовь не
встретила отклика со стороны крестьян. Лосский считает, что причина этого
заключалась в том, что «весь строй жизни образованных людей был иной, чем у
крестьян... Особенно отталкивала их безрели-гиозность интеллигенции». Как ни
парадоксально, но с дворянами у крестьян было больше общего в культурном плане.
Практически у каждого дворянского ребенка, по словам М. Муравьевой, была
крестьянская нянька, и Арина Родионовна — не исключение, а лишь наиболее
известный нам пример.
Н.О. Лосский пишет: «У крестьян была
своя культура, иная, чем у интеллигенции. Войдя в избу, он прежде всего
крестился, смотрел на икону и потом отвешивал поклоны всем присутствующим по
определенному порядку, степенно, неторопливо. По средам и пятницам они
постились. Даже в мелочах жизни у крестьян был выработан своеобразный стиль,
например еда из общей миски по порядку, медленно, с соблюдением равенства.
Торопливость интеллигента и несоблюдение установленных форм отталкивали от него
крестьянина. Глеб Успенский в очерке «На травке» рассказывает, как к нему пришел
по делу старшина. Успенский поздоровался с ним и хотел подать ему руку, но
старшина сказал: «Перво-наперво позвольте уж нам наш мужицкий закон соблюсти —
Богу помолиться, а потом уж и вашу ручку примем. Уж извините! — такое у нас, у
мужиков, у дураков, глупое обыкновение». Он помолился на образа, повесил картуз
и сказал: «Ну, вот теперь позвольте познакомиться»».
В огне революции, вдохновленной
идеями народничества, было истреблено множество культурных ценностей и погибла
почти вся народническая интеллигенция. Впрочем, следом было истреблено и
наиболее жизнеспособное крестьянство.
Основная, наиболее глубокая черта
характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание
абсолютного добра... которое осуществимо лишь в Царствии Божием. Русский человек
обладает особенно чутким различением добра и зла: он зорко подмечает
несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не
удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Христианство в
Руси попало на благодатную почву... идеалом народа стала не могучая, не богатая,
а «Святая Русь».
В. Шубарт противопоставляет два типа
человека: прометеевский, героический человек, и иоанновский, мессианский
человек. Прометеевский человек видит в мире хаос, который он должен оформить
своей организующей силой; он полон жажды власти; он удаляется все дальше от Бога
и все глубже уходит в мир вещей. Иоанновский человек чувствует себя призванным
создать на земле высший Божественный порядок, чей образ он в себе роковым
образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую чувствует
в себе. Его одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви.
Русский народ весьма одарен
способностью к высоким формам опыта, более значительным, чем чувственный опыт. У
русских крестьян это проявляется в восприятии положительных аспектов природы как
творения Божиего. Высокое развитие нравственного опыта сказывается в том, что
все слои русского народа проявляют особый интерес к различению добра и зла и
чутко подмечают примеси зла к добру. Эстетический опыт, необходимый для
художественного творчества, также высоко развит у русского народа. В высокой
степени обладают русские и способностью к умозрению, интеллектуальной интуиции,
которая является основой философии. Ее содержание указывает на искание русским
человеком абсолютного добра и смысла жизни.
К числу особо ценных свойств русского
народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда получается
живое общение даже и мало знакомых людей друг с другом. Это ведет к тому, что у
русского народа высоко развито индивидуальное, личное и семейное общение.
Поэтому даже иностранец, попав в Россию, чувствует: «здесь я не одинок».
Пожалуй, именно это главный источник признания обаятельности русского народа,
столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию.
К числу первичных свойств русского
народа принадлежит могучая сила воли. Отсюда становится понятной страстность
многих русских людей. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли.
Она может вести к максимализму и экстремизму.
Но в русском народе встречается и
«обломовщина», леность и пассивность. Он не хочет «тратить мысль, душу свою на
мелочи» и выходит из жизни в отставку, хотя Штольц говорит, что «в душе его
всегда будет чисто, светло, честно». Русскому человеку свойственно стремление к
абсолютному совершенству и чрезмерная чуткость к недочетам в своей и чужой
деятельности. Отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу. Частичная
обломовщина часто выражается у русских людей в небрежности, неточности,
неряшливости, опаздывании на собрания и условленные встречи. Богато одаренные
русские люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, не доводя его
до осуществления.
Сила воли русского народа
обнаруживается и в том, что русский человек, заметив какой-нибудь свой
недостаток и нравственно осудив его, преодолевает этот недостаток и вырабатывает
в совершенстве противоположное качество. Понимая опасность неряшливости при
лечении болезней, русские врачи достигли в дореволюционное время такой чистоты и
асептики, что московские клиники стояли в этом отношении выше
берлинских.
К числу первичных основных свойств
русского народа принадлежит его доброта. Она поддерживается и углубляется
исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью. Доброта
высказывается... в отсутствии злопамятности. Доброта русского народа свободна от
сентиментальности — она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и
защита его как самого себя. «Жизнь по сердцу» создает открытость души русского
человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без
внешне привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают
из чуткой естественной деликатности. «Жизнь по сердцу», а не по правилам
выражается в индивидуальном отношении к личности всякого другого
человека.
В то же время в русской жизни есть
немало проявлений жестокости. Жестокость как средство устрашения преступников —
один из видов этого явления. Другое проявление — сечение розгами детей как
средство воспитания. Дед A.M. Горького однажды до потери сознания засек
мальчика, который несколько дней после этого лежал больной. А.П. Чехов писал:
«Не могу простить отцу, что он сек меня». В крестьянской среде жестокость иногда
происходила от крайней нищеты и нужды.
Одним из характерных явлений русской
жизни было купеческое самодурство — например, когда разгулявшаяся в роскошном
ресторане компания начинала бить дорогую посуду, зеркала, все, что попадало под
руку. Как ни странно, в таких поступках выражается примитивная форма любви к
свободе — «моему нраву не препятствуй». Возвышенный же характер имеет любовь к
свободе тогда, когда человек любит свободу как принцип, который должен быть
положен в основу всякой личности. Такой человек заботится не столько о своей
свободе, сколько о том, чтобы не стеснять свободу других людей и отстаивать
свободу как принцип общественной жизни.
Н. Бердяев часто говорил, что русские
не интересуются средней областью культуры: русские люди максималисты, им нужно
«все или ничего». Поэтому материальная культура стоит в России на низком уровне
развития. Русский народ до сих пор не овладел грандиозной территорией своего
государства так, как это сделали, например, американцы в Соединенных Штатах. В
России очень мало хороших дорог. Особенно поражает грязь и беспорядочность
деревенских улиц. Проезжая через такую деревню, с удивлением думаешь, как
возможно, чтобы обитатели ее не соединились и общими усилиями не вымостили
улицу, по которой они ежедневно должны ездить и ходить. Не дорожа среднею
областью культуры, русский человек способен проповедовать и действительно
совершать изумительные разрушения осуществленных уже культурных
ценностей.
|
|
Познание основ православной веры
|